08.12.2009 - Инновационное развитие экономики и задачи контрольно-счетных органов Российской Федерации

ТЕЗИСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СЛОВА С.В. СТЕПАШИНА
НА СЕМИНАРЕ-СОВЕЩАНИИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
ЭКОНОМИКИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Москва
8 декабря 2009 года

 

Уважаемые друзья, коллеги!

В Послании Федеральному Собранию Президент назвал Россию страной с примитивным сырьевым хозяйством, требующей решительной модернизации — как в технологическом, так и в институциональном отношении.

Несмотря на провозглашенные в начале 2000-х годов стратегические цели развития, за прошедшее время было сделано мало реальных шагов по диверсификации экономики и переходу к инновационной модели роста. До сих пор ни государству, ни бизнесу не удалось создать эффективные и конкурентоспособные корпоративные структуры, заинтересованные в инновациях.

Кризис осложнил решение задач, но вместе с тем создал дополнительный стимул к пересмотру сложившихся стереотипов, в рамках которых все последние годы продолжалась ориентация на экспортно-сырьевой сектор как якобы «локомотив», способный вытянуть и другие отрасли. Кризис ударил по нашей стране сильнее, чем по технологически развитым странам со значительной долей инновационных секторов, показав всю ошибочность такой ориентации. Сегодня из этого необходимо сделать адекватные выводы.

Правительство России до последнего времени уделяло преимущественное внимание обеспечению финансово-банковского сектора ликвидностью, поддержке базовых отраслей экономики и решению социальных проблем населения.

В то же время в большинстве стран — лидеров ми­ровой экономики одну из важнейших задач сегодня видят в формировании условий для нового экономического рывка, основанного на технологической модернизации. Поэтому там более решительно идут по пути смены неэффективных собственников, свертывания физически и морально устаревших производств. Есть основания полагать, что и у нас, наконец, произойдут сдвиги в правильном направлении — сегодня на высшем уровне обозначена линия на поддержку эффективных производств и ин­вестиционных проектов, способствующих реальному обновлению национальной экономики.

Хотел бы напомнить, что Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил пять основных стратегических векторов модернизации — энергоэффективность, новый уровень ядерных технологий, развитие информационных технологий и телекоммуникаций, космос, медицинские и биотехнологии. Это области, в которых Россия должна сохранить и упрочить свои позиции, реализовать конкурентные и технологические преимущества, построив на этой основе по сути новую, принципиально отличную от нынешней, экономическую модель.

В условиях жесткой международной конкуренции на мировых рынках товаров и услуг, для России завоевание и удержание своих позиций возможно только путем развития и внедрения инноваций. Россия выбрала этот путь. Но для его прохождения необходимо из разрозненных отдельных элементов создать двигатель — полноценную национальную инновационную систему.

В этом зале собрались не последние представители современной российской экономической мысли, как ученые-теоретики, так и практики. Думаю, они поделятся своими идеями и предложениями относительно того, как это сделать в сегодняшней непростой ситуации, когда объем ресурсов, которые государство может направить на решение данной задачи, ограничен.

Кстати, в рамках нашего постоянно действующего совещания с участием ученых, финансистов, банкиров летом этого года обсуждалась тема обновления промышленного и технологического потенциала российской экономики в условиях кризиса. Многие из присутствующих принимали в участие в этой дискуссии. Сегодня хотелось бы услышать от представителей научного и экспертного сообщества оценку текущей ситуации в экономике и их видение дальнейших перспектив.

Здесь присутствуют также представители кон­трольно-счетных органов России, входящих в АКСОР. Поэтому коротко остановлюсь на наиболее близкой нам, государственным аудиторам проблематике бюджетной.

Прошло больше года с начала кризиса. Сейчас уже очевидно, и об этом свидетельствует целый ряд ключевых индикаторов, что его острая фаза заканчивается. Как в мировой экономике, так и в российской третий месяц наблюдаются признаки оживления, хотя пока еще довольно слабого.

Очевидно, что банковская и финансовая система нашей страны выстояли. Темпы инфляции резко замедлились. Хотя справедливости ради надо отметить, это, как сказал Президент России, не заслуга Правительства, а следствие рецессии в предшествующие месяцы. Тем не менее, замедление инфляции позволило Банку России понизить ставку рефинансирования до 9,0% — исторического минимума за все годы развития рыночной экономики в стране. В перспективе это позволяет надеяться на снижение ставок по банковским кредитам и, соответственно, увеличение их доступности для предприятий и на­селения, и, следовательно, на оживление спроса. Стаби­лизировалась ситуация на валютном рынке, рост курса рубля позволил увеличить международные резервы ЦБ до 440 млрд долларов.

Вместе с тем хотел бы особо подчеркнуть, что оживление экономики в течение ближайшего времени не снимет полностью остроту бюджетных проблем.

Это связано не только с определенным временным лагом между экономическим и бюджетным процессами, но и в первую очередь с теми огромными потерями, которые понесли государственные финансы за несколько месяцев конца прошлого года и в начале года текущего. В результате Россия за один год перешла от профицитного федерального бюджета к бюджету с огромным дефицитом. И этот дефицит будет довлеть над нашей бюджетной системой еще какое-то время даже при достаточно благо­приятной динамике экономического развития.

Правительство России на период 2010–2012 гг. планирует привлечение значительных внешних заимствований для финансирования дефицита федерального бюджета, что, начиная с 2011 года, значительно увеличивает риски снижения устойчивости бюджетов всех уровней.

Сложности испытывает и будет испытывать не только федеральный бюджет.

Возросла несбалансированность региональных и местных бюджетов. В первом полугодии по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 8 раз выросло число регионов, в которых расходы превысили доходы. Доходы без учета межбюджетных трансфертов снизились в 49 субъектах Федерации. Увеличивается зависимость региональных и местных бюджетов от безвозмездных перечислений из федерального бюджета.

Увеличивается дефицит региональных бюджетов, общая сумма которого возросла в 2,25 раза по сравнению с первоначально утвержденным показателем. Объем государственного долга субъектов Российски Федерации составил на 1 сентября 2009 года составил почти 760 млрд рублей и по сравнению с началом года увеличился на 26,6 %.

В условиях существенно сократившихся возможностей по привлечению ресурсов от размещения государственных ценных бумаг и привлечения банковских кредитов наметилась тенденция возрастания региональных заимствований в виде бюджетных кредитов.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мною еще в начале года было принято решение о регулярных поездках в регионы для ознакомления с положением дел на местах. За прошедшее время довелось посетить полтора десятка регионов по всей территории страны — от Пскова до Владивостока, от Дагестана до Архангельска.

Везде ситуация имеет свою специфику, но ни для кого не секрет, и поездки в этом лишний раз убеждают, что кризис затронул экономику и бюджетную систему страны и ее регионов весьма существенным образом.

В первой половине года наиболее острой пробле­мой было оказание государственной помощи реальному сектору, прежде всего — системообразующим предприятиям. Проще говоря, средства зачастую не доходили до регионов, до конкретных хозяйствующих субъектов.

Сейчас, когда в стране и в большинстве ее регионов приняты и работают системные антикризисные программы, на первый план выходит эффективность и результативность предпринимаемых действий.

Согласно мониторингу социально-экономической ситуации в субъектах Федерации, проводимому Счетной палатой России совместно с региональными контрольно-счетными органами, мероприятия, направленные на поддержку предприятий реального сектора экономики, проводятся практически во всех регионах. Наиболее успешно они реализуются в Республике Татарстан, Ленинградской, Липецкой, Новосибирской, Омской, Пензенской, Саратовской и Тамбовской областях.

Как показала практика, наиболее действенными мерами поддержки предприятий является субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам, предоставление государственных гарантий, выполнение государственного заказа.

Уважаемые коллеги!

В ходе предстоящего разговора хотелось бы услышать от представителей контрольно-счетных органов субъектов Федерации их оценку ситуации в регионах по следующим параметрам.

Первое. Есть ли положительные сдвиги в части динамики экономической ситуации? На начальном этапе кризиса наиболее пострадали промышленные регионы — как экспортно-сырьевой ориентации, так и специализирующиеся на продукции машиностроения. Какова ситуация сейчас?

Второе. Можно ли говорить о том, что проблемы с оказанием государственной поддержки системообразующим предприятиям решены к настоящему времени в полном объеме? В ходе поездок нередко доводилось слышать, что заявленная помощь не поступает, либо поступает не в требуемых объемах.

Третье. Бюджетная проблематика.

В большинстве субъектов Федерации процесс принятия бюджетов на очередной финансовый год уже нахо­дится в завершающей стадии. Надо понять, в какой мере кризис отразился на доходной части региональных бюджетов 2010 года, насколько ослаблен бюджетный потенциал, сохраняются ли инвестиционные возможности для дальнейшего развития и модернизации.

Четвертое. Выполнение социальных обяза­тельств перед населением.

В антикризисной программе Правительства России мерам социальной поддержки уделяется серьезное внимание, на них расходуются огромные средства. Более значительные (в сравнении с объемом экономики), нежели в большинстве развитых стран — что закономерно, поскольку в целом и до кризиса уровень благосостояния и социальной защищенности наших граждан был не слишком высок.

Поэтому хотелось бы услышать оценку ситуации в социальной сфере в регионах, в том числе в вопросах за­нятости и безработицы.

Коллеги!

Кризис ярко высветил структурную отсталость нашей экономики и необходимость ее решительной модернизации на инновационной основе. Возможности государственного финансирования новых проектов сократились, и потому необходимо тщательнее подходить к их отбору. Нельзя допустить, чтобы, как в известном анекдоте, при попытках произвести в России современный автомобиль все равно каждый раз получались «Жигули».

Поэтому средства государственной поддержки в первую очередь надо выделять под экономически обоснованные, современные решения, а не заниматься консервацией устаревших производств.

Мы, государственные аудиторы, призваны следить за тем, чтобы средства антикризисной поддержки из бюджетов всех уровней способствовали реальному обновлению экономики и социальной сферы в страны.

Благодарю за внимание и предлагаю приступить к обсуждению обозначенного круга проблем.

 
 
 

Ссылки




 

Счетчики

Яндекс.Метрика

© Счетная палата Тюменской области
"Байт Мастер". Разработка, создание и продвижение сайтов. © 2009
При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на источник обязательна!