09.12.2009 - Совещание по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации в Кремле

ТЕЗИСЫ  ДОКЛАДА  С.В. СТЕПАШИНА
НА  СОВЕЩАНИИ  ПО  ВОПРОСУ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО  КОНТРОЛЯ В  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Москва, Кремль
9 декабря 2009 года

 

 Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Уважаемые коллеги! 

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Анатольевич Медведев поставил очень важный вопрос: «Что необходимо сейчас предпринять для изменения качества жизни в России?».

Это действительно ключевая проблема — не только для нас, но и для ведущих государств мира, потому что именно повышение качества жизни людей определяет реальный смысл и цель экономического развития в целом и модернизации российской экономики в частности.

Поэтому важнейшим направлением нашей деятельности на среднесрочный период я бы назвал повышение внимания к вопросам социальной эффективности расходования бюджетных средств и других государственных ресурсов. Решение этой задачи предполагает, помимо прочего, наше участие в работе по совершенствованию системы индикаторов и показателей, в соответствии с которыми производится оценка результатов социально-экономического развития.

Этот вопрос является сугубо практическим, потому что именно несостоятельность действующих международных и национальных систем показателей социально-экономического развития стала причиной того, что мировой кризис застал многие страны врасплох. Государства «проглядели» надвигающиеся угрозы, потому что существующие системы оценок эффективности и результативности работы экономик и правительств базировались на неточных представлениях. А многие признанные показатели успешности и прогресса и вовсе оказались «миражом», потому что основывались на искусственно вздутых финансовых показателях.

На эту тему даже вышел специальный доклад международной комиссии, которая работала под руководством двух Нобелевских лауреатов — Джозефа Стиглица и Амартии Сена. А практические выводы из этого доклада вполне ожидаемые и очевидные. Во-первых, всем странам необходимо провести ревизию показателей и индикаторов социально-экономического развития, чтобы убедиться, что они действительно отражают реальные процессы в экономике и социальной сфере. А во-вторых, правительствам и контрольным органам необходимо научиться точно оценивать, как расходование бюджетных средств и других государственных ресурсов влияет на реальное улучшение качества жизни людей.

При всей простоте формулировки оценка удовлетворенности людей качеством жизни — это очень сложная практическая задача. Мы в Счетной палате уже сталкивались с этой проблемой, когда анализировали результаты реформ в системе здравоохранения, реализацию других национальных проектов и так далее. Потому что содержательный анализ результатов расходования бюджетных средств, о котором говорил Дмитрий Анатольевич Медведев в Бюджетом послании 2009 года, предполагает, помимо прочего, увеличение в наших проверках доли качественных оценок, включая анализ мнения граждан как конечного потребителя государственных услуг.

А этот подход требует уже совершенно другого уровня организации контрольных мероприятий, новых, более эффективных методик аудита, и, разумеется, дальнейшего совершенствования профессионального уровня работников контрольно-счетных органов.

И чтобы сделать логическое завершение этой темы, скажу, что сегодня Счетная палата обладает всеми необходимыми ресурсами и средствами для обеспечения непрерывного обучения и повышения квалификации кадров. В первую очередь, это возможности Института системного анализа и Школы государственного аудита, это опыт нашего международного сотрудничества и совместные образовательные проекты, и так далее. Поэтому я призываю всех коллег из региональных и муниципальных контрольно-счетных органов активнее пользоваться этими ресурсами.

Уважаемые коллеги!

В начале января следующего года исполняется 15 лет со дня создания Счетной палаты Российской Федерации — конституционного органа государственного финансового контроля. Поскольку мы завершаем подготовку подробного доклада об итогах работы за весь этот период, я сегодня не буду углубляться в детали, а остановлюсь лишь на некоторых основных позициях, которые представляются актуальными в современных условиях.

Сегодня, когда мы уже не имеем профицитного бюджета, исключительное значение приобретает задача повышения качества управления бюджетными расходами.

Именно поэтому наряду с традиционными контрольными мероприятиями Счетная палата с прошлого года начала проводить систематический анализ докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях их деятельности.

Еще одна важная задача, — это контроль использования бюджетных средств, направляемых на реализацию комплекса государственных антикризисных мер. Эта работа особенно актуальна в связи с серьезным увеличением расходов государства на антикризисные мероприятия: если в 2008 году на эти цели было направлено средств федерального бюджета и Банка России в размере 1,6 трлн рублей, то на начало октября текущего года данный показатель составил уже 3,9 трлн рублей.

Не меньшее значение в сегодняшней ситуации имеет мониторинг и оценка эффективности управления финансами в регионах России. Эту работу мы выполняем совместно с контрольно-счетными органами субъектов Федерации.

К сожалению, результаты пока получаются тревожные. На глазах возрастает несбалансированность региональных и местных бюджетов.

Только в первом полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 8 раз выросло число регионов (с 3 до 23), в которых расходы превысили доходы. Доходы снизились в 33 регионах, а без учета межбюджетных трансфертов — в 49.

Наметилась тенденция роста государственного долга субъектов Федерации, увеличивается зависимость региональных и местных бюджетов от безвозмездных перечислений из федерального бюджета.

Кроме того, кризис замедлил внедрение мероприятий по улучшению качества управления региональными и муниципальными финансами.

Разработка методических рекомендаций по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях намечена только на 2011 год. В настоящее время доля расходов, формируемых в соответствии с принципами бюджетирования, в общем объеме расходов только в 5 субъектах Федерации превышает 80% и в 16 составляет менее 10 %. Этот вопрос требует сегодня особого внимания — и на федеральном уровне, и на местах.

В связи с этим я вынужден снова вернуться к проблеме законодательства о единой системе государственного финансового контроля. Этот вопрос уже, как говорится, «набил оскомину». Но от этого не стал менее актуальным. Более того, в условиях дефицитного бюджета четкое разграничение полномочий органов внешнего и внутреннего контроля имело бы вполне конкретный социально-экономический эффект за счет исключения дублирующих проверок, повышения качества контрольных мероприятий, снижения административного давления на реальный сектор экономики.

В конце года Генеральная Ассамблея ООН рассматривает вопрос о придании Лимской декларации статуса документа международно-правого документа. 

Мы рассчитываем, что принятие данного документа снимет все вопросы, касающиеся принципов организации внутреннего и внешнего государственного контроля. Одновременно подготовлен проект Федерального закона  «Об общих принципах организации контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации».

Этот документ поможет нам обеспечить единые стандарты защищенности средств государственного бюджета и собственности по всей территории страны и на всех уровнях. Я не призываю создавать какую-то административную «вертикаль» в контрольной сфере, но нам абсолютно необходимо обеспечить единство в правовом статусе, полномочиях и профессиональном уровне контрольно-счетных органов в субъектах Федерации, а также на местах.

Об этой проблеме я говорю каждый год. И определенный прогресс у нас уже есть, потому что Счетная палата и Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации реализуют целую серию мероприятий, которые направлены на «подтягивание» уровня всех региональных и муниципальных счетных палат до единых стандартов. Это, прежде всего, совместные проверки, обмен профессиональным опытом, методическая помощь, реализация разного рода образовательных программ, в том числе с привлечением специалистов из зарубежных счетных палат. Важное значение имеет практика проведения профессиональной сертификации региональных и местных контрольно-счетных органов. На сегодняшний день такие сертификаты получили 11 из 83 региональных и местных контрольно-счетных органов. Но очевидно, что при наличии необходимой законодательной базы развитие и укрепление системы региональных контрольно-счетных органов происходило бы гораздо быстрее.

Думаю, что настала пора подумать и над тем, как повысить уровень профессиональной и социальной защищенности работников региональных и местных контрольно-счетных органов. Потому что за инспекторами федеральной Счетной палаты стоит, как говорится, вся мощь государства, а людям на местах приходится порой работать в очень сложных условиях, особенно, если ситуация складывается так, что надо делать выбор с кем быть — с местной элитой или защищать интересы Отечества.

И, если уж говорить о правовых инструментах, то не помешало бы также вернуть Счетной палате право налагать административные штрафы. Тогда к нашим рекомендациям будут ещё внимательнее прислушиваться. Этот механизм в свое время доказал свою эффективность, в том числе и для профилактики финансовых нарушений.

Еще один ключевой приоритет — это борьба с коррупцией. Для нас эта работа делится на два крупных блока. Первый — это профилактика и пресечение коррупционных преступлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами.  

Второй — это противодействие коррупционным проявлениям внутри самой Счетной палаты, развитие системы собственной антикоррупционной безопасности.

В этой работе мы добились определенных успехов. Но тут есть одно «но». Очень важно, чтобы результаты нашей работы по очищению своих рядов были правильно поняты и поддержаны не только коллегами в правоохранительных органах, но также общественностью и особенно — СМИ. Пока же получается, что Счетная палата, которая ведет непримиримую борьбу с коррупционерами, оказывается чуть ли ни единственным «мальчиком для публичного битья», потому что мы действуем открыто, а все остальные ведомства стараются не выносить «сор из избы». А я лично  считаю, что «сор из избы» выносить как раз надо, потому что именно такие факты показывают обществу, насколько решительно и эффективно мы противостоим любым проявлениям коррупции.

Несколько слов о развитии нашего взаимодействия с другими контрольными и правоохранительными органами.

В 2008 году сотрудники Счетной палаты приняли участие в 63 совместных контрольных мероприятиях с правоохранительными органами. А за 9 месяцев текущего года таких совместных мероприятий было уже 61.

Постоянно расширяется единая межведомственная база по взаимодействию с правоохранительными органами. Например, в прошлом году мы подписали Положение о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации. Это позволило не только активизировать наши контакты, но и повысить результативность наших мероприятий.

Всего за прошлой год и 9 месяцев 2009 года в правоохранительные органы Счетная палата направила 225 материалов, в том числе в органы прокуратуры — 91; в МВД России — 67; в ФСБ России — тоже 67.

Согласно поступившей от коллег информации, по материалам Счетной палаты за этот период возбуждено 57 уголовных дел. В прошлом году были осуждены 11 чиновников, а более 30 человек привлечены к административной ответственности.

Хочу также коротко сказать о реализации указаний Президента страны по повышению открытости деятельности государственных органов и развитии системы «электронного правительства». Мы ежегодно совершенствуем свою работу с общественностью. На нашем официальном сайте второй год действует специальный интерактивный сервис, который называется «Общественная приемная». В 2008 году из 1350 обращений граждан в Счетную палату 16,5 % поступило непосредственно по сети «Интернет». В текущем году эта доля составила 21,7 %. В качестве мер реагирования только в прошлом году мы направили более 2200 писем в различные инстанции, а в 17 случаях обращения граждан стали поводом для проведения наших проверок.

***

В заключение своего выступления я хотел бы сказать следующее.

Наши ежегодные совещания в Мраморном зале Кремля стали уже хорошей традицией. И, я надеюсь, эти встречи будут продолжаться и впредь. В связи с этим я хотел бы предложить на общее обсуждение такую инициативу.

Фактически каждый год мы говорим о проблемах контрольных органов и ставим задачи на предстоящий период. Если суммировать наши рекомендации и предложения, то они могут составить неплохую основу для скоординированного плана действий по совершенствованию единой системы государственного финансового контроля в стране. Поэтому, может быть, есть смысл, по итогам нашего ежегодного совещания готовить соответствующий обобщенный документ — в виде плана или рекомендаций, который после согласования с заинтересованными ведомствами утверждать у Главы государства уже как программу совместных действий, обязательную к исполнению. На этой основе можно было бы разработать целевые показатели и индикаторы развития системы государственного контроля в стране, чтобы более точно оценивать наши успехи и проблемы на этом пути.

Спасибо за внимание!

 
 
 

Ссылки




 

Счетчики

Яндекс.Метрика

© Счетная палата Тюменской области
"Байт Мастер". Разработка, создание и продвижение сайтов. © 2009
При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на источник обязательна!