21.10.2013 - Исполнение представлений и предписаний: опыт Счетной палаты Тюменской области

(статья председателя Счетной палаты Тюменской области Д.О. Огородникова
опубликована в научно-практическом журнале
«Вестник АКСОР» № 3 (27), 2013)

Сила проявляется телом единственно лишь,
когда другая сила, к нему приложенная,
производит изменение в его состоянии.

И. Ньютон

 Представления и предписания, направляемые контрольно-счетными органами по результатам контрольных мероприятий, можно отнести к элементам механизма правового регулирования общественных отношений, изменяющим существующий порядок вещей с целью повышения эффективности и качества управления бюджетными ресурсами.

На примере изучения опыта исполнения представлений и предписаний Счетной палаты Тюменской области предлагается рассмотреть результативность воздействия данного правового механизма на бюджетные отношения в регионе и его значимость в достижении целей контрольно-счетного органа.

Законом Тюменской области от 28.09.2011 № 54 «О Счетной палате  Тюменской области» установлено, что по результатам проведенных контрольных мероприятий в адрес проверенных организаций  для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Тюменской области, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также принятия мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений направляется представление (предписание) Счетной палаты Тюменской области. Органы государственной власти и государственные органы Тюменской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату Тюменской области о принятых решениях и мерах по результатам рассмотрения представления.

Таким образом, представление (предписание) по своей сути нацелено на изменение сложившихся правоотношений с точки зрения принятия мер по устранению нарушений (возмещению в бюджет ущерба, осуществлению действий по защите имущественных прав и пр.). Осуществление действий по устранению нарушений влечет признание проверенной организацией правоты действий со стороны контрольно-счетного органа и неправоты действий со стороны проверенной организации.

Между тем при отсутствии механизмов исполнения представлений и предписаний контрольно-счетного органа на результативность их воздействия и в конечном итоге на их эффективность могут негативно повлиять действия или бездействия проверенных органов и организаций по поддержанию собственного status quo, когда конечный результат (устранение нарушений) будет подменяться процессом обмена информациями.

Во избежание подобного развития событий в Счетной палате Тюменской области разработан и применяется на практике механизм контроля за исполнением представлений и предписаний Счетной палаты, включающий такие направления работы как:

1) взаимодействие с органами исполнительной власти Тюменской области;

2) проведение повторных проверок в случае длительного неисполнения представлений (предписаний) Счетной палаты;

3) участие сотрудников Счетной палаты в судебных заседаниях по значимым судебным спорам, рассматриваемым по итогам проведенных контрольных мероприятий.

Стоит отметить, что в целях эффективного взаимодействия и оперативного устранения выявленных Счетной палатой Тюменской области нарушений распоряжением Правительства Тюменской области от 26.10.2011 № 1963-рп утвержден Порядок рассмотрения документов, поступающих из Счетной палаты Тюменской области, по результатам проведенных ею контрольных мероприятий (с двумя изменениями) (далее – Порядок).

Указанным правовым актом утверждены сроки устранения нарушений, порядок формирования плана мероприятий органами исполнительной власти по устранению нарушений и недостатков, процедура контроля исполнения и привлечения к ответственности виновных лиц.

В частности, Порядком установлено, что акт проверки по результатам контрольного мероприятия, проводимого Счетной палатой Тюменской области в отношении исполнительного органа государственной власти Тюменской области (с приложенным представлением и планом мероприятий исполнительного органа государственной власти Тюменской области по устранению нарушений и недопущению повторных нарушений, а также с предложениями по проведению служебных проверок в отношении лиц, допустивших нарушения), направляется руководителем этого органа соответственно Вице-Губернатору области или заместителю Губернатора области согласно распределению обязанностей между ними не позднее 35 дней со дня поступления акта.

В случае если по истечении трех месяцев отдельные выявленные нарушения не устранены, Губернатору направляется информация об уже проведенных мероприятиях, привлечении виновных к ответственности, принятых мерах по недопущению повторных нарушений, а также конкретных сроках, в течение которых оставшиеся нарушения будут устранены. По истечении сроков устранения оставшихся нарушений Губернатор области информируется об устранении нарушений с приложением письма контрольного органа, подтверждающего устранение всех нарушений.

Особо значимым для целей эффективного исполнения представлений (предписаний) Счетной палаты Тюменской области является равенство механизмов устранения нарушений по актам контрольных мероприятий Счетной палаты Тюменской области и актам департамента финансов Тюменской области, установленное распоряжением Правительства области.

В целях реализации Порядка и для эффективного контроля за исполнением представлений и предписаний контрольно-счетного органа предусмотрен также оперативный обмен информацией по устранению нарушений и недостатков, указанных в представлениях и предписаниях, между Счетной палатой Тюменской области и Правительством области. Так, Счетной палатой направляются в Правительство:

– реестры представлений (предписаний), находящихся на контроле и снятых с контроля;

– сведения об органах исполнительной власти Тюменской области, не представляющих исчерпывающие сведения (документы) по принятию мер и недопущению нарушений в дальнейшей деятельности,

– а также отдельная аналитическая информация по устранению нарушений.

В свою очередь органы исполнительной власти направляют в Счетную палату Тюменской области планы реализации представлений с указанием сроков, ответственных должностных лиц, способов устранения нарушений.

Следует отметить, что правовой основой для установления сроков информирования Губернатора о снятии с контроля представлений (предписаний) контрольно-счетным органом является полномочие Счетной палаты Тюменской области по ежеквартальному представлению информации о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Губернатору Тюменской области, в составе которой имеются сведения о снятии с контроля преставлений (предписаний) на основании решения коллегии Счетной палаты Тюменской области (статьи 7, 14 Закона Тюменской области от 28.09.2011 № 54 «О Счетной палате Тюменской области»).

Непосредственное взаимодействие между контрольно-счетным органом и высшим исполнительным органом государственной власти по устранению нарушений, указанных в актах контрольных мероприятий и в представлениях, является самым значимым элементом механизма исполнения представлений (предписаний), который позволяет эффективно выявлять и устранять недостатки в деятельности отдельных исполнительных органов государственной власти, пробелы в правовом регулировании на уровне субъекта и способствует системной профилактике нарушений в различных сферах деятельности.

Вместе с тем в случае длительного неисполнения представлений (предписаний) Счетной палаты Тюменской области проводятся повторные проверки на объектах. Данные проверки имеют своей целью выявление системных нарушений, влияющих на эффективность работы того или иного органа, и являются элементами аудита эффективности.  На практике повторное рассмотрение одних и тех же вопросов за разные периоды позволяет оценить правильность принятых управленческих решений, откорректировать текущие пробелы и оперативно предотвратить нанесение ущерба бюджету.

Кроме того, представители Счетной палаты Тюменской области участвуют в судебных заседаниях по значимым судебным спорам, рассматриваемым по итогам контрольных мероприятий, что позволяет оперативно контролировать надлежащее принятие процессуальных мер в целях защиты интересов бюджета Тюменской области. В случае выявления коррупционных факторов (пропуск срока исковой давности, установление фактов представления сведений, не соответствующих действительности, пр.) либо установления факторов, препятствующих надлежащему представлению интересов бюджета, Счетная палата Тюменской области направляет соответствующие материалы в правоохранительные органы, а также аналитическую информацию в заинтересованные органы исполнительной власти Тюменской области.

Таким образом, принятие действенных мер по обеспечению механизма исполнения представлений и предписаний Счетной палаты Тюменской области (таких как качественное взаимодействие Счетной палаты с органами исполнительной власти субъекта РФ, проведение сотрудниками палаты повторных проверок и их участие в судебных заседаниях по значимым судебным спорам) свидетельствует о заинтересованности всех сторон в развитии эффективной модели государственного управления в регионе, реализации как собственных целей и задач Счетной палаты, так и продвижении интересов территории в целом.

 
 
 

Ссылки




 

Счетчики

Яндекс.Метрика

© Счетная палата Тюменской области
"Байт Мастер". Разработка, создание и продвижение сайтов. © 2009
При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на источник обязательна!