Отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2011 год

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22.03.2012

№ 187

Об отчете о работе Счетной палаты
Тюменской области за 2011 год

Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2011 год, решение комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 28, статьями 31, 33 и 61 Устава Тюменской области, статьей 7 Закона Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2011 год (прилагается).

Председатель областной Думы

С.Е. Корепанов

Приложение
к постановлению областной Думы
от 22.03.2012 № 187

Отчет
о работе Счетной палаты Тюменской области за 2011 год

(представлен в областную Думу
председателем Счетной палаты Тюменской области
Д.О. Огородниковым 28.02.2012)

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 20 Закона Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области».

1. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2011 году

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты Тюменской области (далее – Счетная палата) в 2011 году осуществлялись в соответствии с планом работы Счетной палаты, утвержденным постановлением Тюменской областной Думы от 16.12.2010 № 2647.

Все мероприятия плана были сформированы исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением областного бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

При этом приоритетным направлением Счетной палаты в 2011 году являлось осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации и Тюменской области, поручений Тюменской областной Думы, ежегодного послания Губернатора Тюменской области областной Думе.

Счетная палата осуществляла свою деятельность в рамках предварительного, текущего и последующего контроля.

В рамках предварительного контроля в отчетном году проводилась экспертиза проектов областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

На стадии текущего контроля осуществлялся анализ хода исполнения областного бюджета за 2011 год.

Последующий контроль включал в себя проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за отчетный финансовый год, проведение комплексных и тематических контрольных мероприятий.

Важным направлением деятельности Счетной палаты в отчетном периоде являлся контроль за использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию областных целевых программ, а также приоритетных национальных проектов, в числе которых:

– долгосрочная целевая программа «Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области»;

– долгосрочная целевая программа «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области»;

– долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков в Тюменской области»;

– долгосрочная целевая программа «Основные направления развития в области содействия занятости населения в Тюменской области»;

– программа «Сотрудничество»;

– мероприятия по реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и др.

В соответствии с требованиями статей 136 и 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации было организовано проведение внешних проверок годовых отчетов высокодотационных муниципальных образований области и комплексных проверок местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ) 22 сентября 2011 года Тюменской областной Думой принят в новой редакции Закон Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области».

Для обмена опытом в области совершенствования государственного финансового аудита Счетная палата осуществляла взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), Союзом муниципальных контрольно-счетных органов России (Союз МКСО), а также с Европейской ассоциацией региональных органов внешнего финансового контроля (EURORAI).

В целях реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ на муниципальном уровне особое внимание Счетной палатой уделялось взаимодействию с контрольно-счетными органами муниципальных образований области, которым оказывалась правовая, методическая и информационная поддержка в рамках Совета органов внешнего финансового контроля Тюменской области.

В текущем году Счетной палатой регулярно направлялись методические рекомендации контрольно-счетным органам муниципальных образований области по реализации ими своих полномочий.

В ноябре 2011 года Счетная палата принимала участие в расширенном заседании Совета по вопросам развития местного самоуправления при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе с участием заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации В.П. Горегляда, председателя Тюменской областной Думы С.Е. Корепанова, на котором обсуждались вопросы реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ.

2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2011 году

В 2011 году Счетной палатой проведено 125 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 43 комплексных контрольных мероприятия с охватом более 400 объектов контроля (в 2010 году было охвачено 384 объекта контроля) и 82 экспертно-аналитических мероприятия (в 2010 году проведено 81 экспертно-аналитическое мероприятие).

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязательное проведение ряда проверок, проведено 7 контрольных мероприятий:

– внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год, в том числе проверка бюджетной отчетности 73 главных администраторов бюджетных средств;

– внешняя проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного страхования Тюменской области за 2010 год;

– внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местного бюджета в 5 муниципальных образованиях Тюменской области.

Также проведено 36 комплексных контрольных мероприятий по следующим направлениям расходов бюджета:

– на национальную экономику – 9 контрольных мероприятий;

– на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт – 9 контрольных мероприятий;

– на культуру, средства массовой информации и социальную политику – 5 контрольных мероприятий;

– на межбюджетные трансферты – 4 контрольных мероприятия;

– на жилищно-коммунальную сферу и иные направления деятельности – 9 контрольных мероприятий.

Проверками Счетной палаты в отчетном году охвачено 404 объекта контроля (в 2010 году было охвачено 384 объекта контроля), в том числе осуществлены выездные проверки для проведения осмотров 268 объектов строительно-монтажных работ, наличия и состояния техники и оборудования.

Контрольные мероприятия проведены на территориях 16 муниципальных образований области, в том числе: в 3 городских округах, 12 муниципальных районах и 1 сельском поселении.

В 2011 году (без учета внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета) проверено использование бюджетных средств в размере 34 751,1 млн руб., что превышает аналогичный показатель 2010 года (29 182,2 млн руб.) на 5 568,9 млн руб., или на 19,1 %.

Наибольший уровень охвата средств областного бюджета в ходе проведенных контрольных мероприятий составили расходы:

– на межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджетам муниципальных образований – 13 169,8 млн руб.;

– на межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области – 6 294,6 млн руб.;

– на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 5 766,3 млн руб.;

– на жилищно-коммунальное хозяйство – 3 035,1 млн руб;

– на национальную экономику – 1 682,7 млн руб.

otchet_2012

Объем проверенных средств в 2011 году, тыс. руб.

При проведении контрольных мероприятий в 2011 году были выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 294,2 млн руб., в том числе:

– нарушения нормативно-правовых актов по ценообразованию в строительной деятельности;

– нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ);

– нарушения требований Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учете»);

– нарушения Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция по бюджетному учету № 148н);

– нарушения Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее – Инструкции № 128н);

– нарушения других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области.

Неэффективное использование бюджетных средств составило 61,5 млн руб.

В отчетном периоде по материалам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направлено 38 представлений и 1 предписание об устранении выявленных нарушений в адрес проверенных органов и организаций, 17 информационных писем в органы исполнительной власти и местного самоуправления Тюменской области для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

По результатам принятых Счетной палатой мер в отчетном периоде устранено финансовых нарушений (в том числе по проверкам прошлых лет) на сумму 208,7 млн руб.

В соответствии со статьей 19 Закона Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» в отчетном периоде осуществлялось взаимодействие Счетной палаты с прокуратурой Тюменской области и другими правоохранительными органами на основе взаимных соглашений.

По материалам контрольных мероприятий, направленным Счетной палатой в правоохранительные органы, в 2011 году возбуждено 4 уголовных дела и 10 дел об административных правонарушениях.

В отчетном году к ответственным работникам проверенных организаций было применено 21 административное взыскание.

3. Контрольная деятельность Счетной палаты

Контрольная деятельность Счетной палаты в отчетном периоде осуществлялась по направлениям, охватывающим все разделы областного бюджета.

По результатам контрольных мероприятий, проведенных в отчетном году, соответствующие информации направлены в Тюменскую областную Думу, Правительство Тюменской области. На регулярной основе информации рассматривались на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы.

3.1. Контроль за расходами на национальную экономику

В отчетном периоде при осуществлении контроля за расходами бюджета на национальную экономику было проведено 9 контрольных мероприятий.

3.1.1. Контрольные мероприятия

в сфере агропромышленного комплекса

С целью контроля за расходованием средств областного бюджета на развитие агропромышленного комплекса в Тюменской области Счетной палатой в 2011 году были проведены 3 проверки использования средств областного бюджета, выделенных департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее – департамент АПК) организациям:

– ООО «Зауралье» (Ялуторовский район);

– колхозу им. Калинина (Бердюжский район);

– ООО «Земля» (Упоровский район).

Проверенным организациям в 2010 году была оказана государственная поддержка из областного бюджета департаментом АПК в объеме 63,5 млн руб. Весь объем выделенных средств был охвачен контрольными мероприятиями Счетной палаты.

В ходе проведения контрольных мероприятий были установлены следующие нарушения:

– предоставление в департамент АПК документов, не соответствующих данным бухгалтерского учета;

– нарушения Федерального закона № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части отсутствия специализированных хранилищ для минеральных удобрений;

– нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– иные нарушения.

По результатам проверок направлено 4 представления об устранении выявленных нарушений в адрес проверенных организаций и в Администрацию Ялуторовского района.

3.1.2 Контрольные мероприятия в сфере занятости

В 2011 году Счетной палатой проведены проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда Тюменской области в 2010 году (далее – Программа), в 4 организациях, где реализовывалась данная программа, в том числе в ООО «Тюменькомплектстрой-3» (Тюменский район), Богандинское МУП «Коммунальщик», МУП «Спецавтохозяйство» (г. Ишим), ООО «Престиж плюс» (г. Заводоуковск). На реализацию Программы из областного бюджета данным организациям было выделено 2,5 млн руб. Весь объем выделенных средств был охвачен контрольными мероприятиями Счетной палаты.

В ходе проведения контрольных мероприятий были установлены нарушения отдельных положений:

– постановления Правительства Тюменской области от 31.12.2009 № 382‑п «О мерах по реализации Программы Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2010 году»;

– постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 875 «Об утверждении положения об организации общественных работ»;

– приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (далее – Приказ Минфина РФ № 94н);

– других нормативных правовых актов.

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий установлено частичное завышение полученной суммы субсидии по трем организациям в связи с неверным начислением страховых взносов.

По результатам проверки направлено 4 представления об устранении выявленных нарушений в проверенные организации.

3.1.3. Контрольные мероприятия в сфере лесного хозяйства

В 2011 году была проведена комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности в департаменте лесного комплекса Тюменской области.

В рамках контрольного мероприятия проверен весь объем финансирования департамента лесного комплекса Тюменской области за 2010 год в размере 106,45 млн руб.

Проверкой установлены нарушения отдельных положений:

– Лесного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции по бюджетному учету № 148н;

– Закона Тюменской области от 05.07.2007 № 19 «О регулировании лесных отношений в Тюменской области»;

– Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 24.02.2009 № 75;

– других нормативных правовых актов.

По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений в департамент лесного комплекса Тюменской области.

3.1.4 Контрольные мероприятия в части расходов на связь
и информатику, другие вопросы национальной экономики

В отчетном периоде Счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных департаменту стратегического развития Тюменской области (далее – департамент стратегического развития) в 2008–2010 годах, в том числе при заключении договоров безвозмездного оказания услуг, при организации и проведении семинаров, при реализации целевой программы «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области», при реализации пилотного проекта «Повышение компьютерной грамотности населения и организация пунктов коллективного доступа к сети Интернет в Тюменской области».

В рамках контрольного мероприятия проверен весь объем бюджетных средств, выделенных департаменту стратегического развития в 2010 году на реализацию указанных мероприятий, в размере 435,0 млн руб.

В ходе проведения контрольного мероприятия были установлены нарушения отдельных положений:

– Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции по бюджетному учету № 148н;

– Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н (далее – Указания о порядке применения бюджетной классификации);

– других нормативных правовых актов.

Выборочной проверкой исполнения государственных контрактов, заключенных департаментом стратегического развития в рамках реализации областной целевой программы «Основные направления развития информатизации в Тюменской области (Электронная Тюменская область)», при осмотрах выполненных работ были установлены нарушения в строительной деятельности, в том числе:

– завышение объемов выполненных работ;

– невыполнение включенных в акты ф. № КС-2 работ;

– некачественное выполнение работ;

– другие нарушения.

Проверкой расходования средств областного бюджета, выделенных департаменту стратегического развития на реализацию долгосрочной целевой программы «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области» в 2008–2010 годах, установлены нарушения отдельных положений:

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Постановления Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 97‑п «О порядке предоставления субсидий субъектам государственной поддержки в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности»;

– распоряжения Правительства Тюменской области от 07.07.2008 № 822‑рп «О комиссии по отбору претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидии в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности»;

– других нормативных правовых актов.

Проверкой использования бюджетных средств, выделенных на реализацию пилотного проекта «Повышение компьютерной грамотности населения и организация пунктов коллективного доступа к сети Интернет в Тюменской области», установлены нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», отдельных пунктов соглашения о предоставлении субсидии от 17.05.2010 № 042/УИ, постановления Правительства Тюменской области от 26.11.2007 № 300-п, а также нарушения условий договоров и контрактов.

По результатам контрольных мероприятий направлено 2 представления об устранении выявленных нарушений в адрес комитета по инновациям Тюменской области и АУ ТО «Тюменский региональный телекоммуникационный центр».

3.2. Контрольные мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социальной политики

В 2011 году Счетной палатой были проведены проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области», в том числе на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» (далее – реализация Указа № 714), и проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности в Главном управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее – Главное управление строительства).

Проверка использования средств областного бюджета на реализацию Указа № 714 была проведена Счетной палатой в соответствии с планом работы в рамках контроля за расходами на социальную политику.

Объем финансирования Главного управления строительства в 2010 году составил 59 211,2 млн руб., из них охвачено контрольными мероприятиями – 5 098,3 млн руб., или 8,6 %. На реализацию долгосрочной целевой программы «Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области» в 2010 году было выделено 15 460,7 млн руб. Главным управлением строительства за 2010 год на обеспечение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, направлено 1 534,0 млн. руб.

Контрольными мероприятиями в Главном управлении строительства и ГБУ ТО «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства» были охвачены объекты на территориях городов Тюмень, Заводоуковск, Ялуторовск, Тобольск, Тюменского, Омутинского, Нижнетавдинского, Голышмановского и Ялуторовского муниципальных районов.

В ходе указанных проверок на объектах контроля установлены случаи:

– завышения стоимости выполненных строительно-монтажных работ, в том числе невыполнение и некачественное выполнение строительно-монтажных работ, завышение объемов выполненных строительно-монтажных работ, замена материалов и др.;

– завышения стоимости закупленного оборудования, длительной неэксплуатации оборудования, нахождения оборудования в неисправном состоянии, использования оборудования не по прямому назначению, принятия и оплаты оборудования, не соответствующего техническому заданию;

– заключения ряда контрактов на условиях, не соответствующих документации об аукционе и заявке подрядчика, до предоставления обеспечения исполнения государственных контрактов, до истечения 10‑дневного срока со дня размещения на официальном сайте протокола заседания аукционной комиссии, при предоставлении ненадлежащего обеспечения исполнения государственных контрактов.

Также в ходе контрольных мероприятий были выявлены отдельные нарушения требований:

– Градостроительного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции по бюджетному учету № 148н;

– других нормативных правовых актов.

По итогам проверки направлено 3 представления об устранении выявленных нарушений в адрес Главного управления строительства, Администрации Омутинского муниципального района, ГБУ ТО «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства». Кроме того, по результатам проверки направлено информационное письмо в комитет по контролю в сфере размещения государственного заказа Тюменской области.

3.3. Контроль в сфере образования

В рамках контроля за расходами в сфере образования Счетной палатой в соответствии с планом работы было проведено 2 контрольных мероприятия.

3.3.1. На реализацию Закона Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области» в 2010 году было выделено 746,5 млн руб., из них проверкой Счетной палаты, проведенной в государственных автономных учреждениях, охвачено 284,6 млн руб., или 38 %.

В ходе контрольного мероприятия были установлены отдельные нарушения:

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

– Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций);

– Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н;

– Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922;

– других нормативных правовых актов.

По результатам проверки направлено 4 представления об устранении выявленных нарушений в проверяемые организации.

3.3.2. Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ДЦП «Комплексные меры профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков в Тюменской области на 2010–2012 годы», установлено, что на финансирование программы в 2010 году было направлено 74,7 млн руб. Весь объем выделенных из областного бюджета средств был охвачен проверкой.

В ходе контрольного мероприятия были установлены нарушения:

– Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Порядка ведения кассовых операций;

– Методических указаний по бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей;

– других нормативных правовых актов.

Кроме того, проверка показала, что департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области не в полной мере осуществлялся контроль за деятельностью подведомственных учреждений.

По результатам проверки направлено 2 представления об устранении выявленных нарушений в проверенные организации.

3.4. Контрольные мероприятия в сфере культуры
и средств массовой информации

В рамках контроля за расходами по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» проведено 4 контрольных мероприятия.

3.4.1. В соответствии с планом работы Счетной палатой была проведена комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности в департаменте информационной политики Тюменской области. Проверкой был охвачен весь объем финансирования департамента информационной политики Тюменской области за 2010 год в размере 605,9 млн руб.

В ходе контрольного мероприятия были выявлены нарушения:

– постановления Правительства Тюменской области от 26.11.2007 № 300‑п «О Порядке определения объема и предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учредителя автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности Тюменской области, и субсидий на финансовое обеспечение их развития»;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

– Положения о порядке определения денежного содержания и материальном стимулировании государственных гражданских служащих органов государственной власти Тюменской области, утвержденного постановлением Губернатора Тюменской области от 04.10.2005 № 90;

– других нормативных правовых актов.

По результатам проверки направлено 2 представления об устранении выявленных нарушений в проверяемые организации и информационное письмо в департамент финансов Тюменской области.

3.4.2. В отчетном году были проведены проверки использования средств областного бюджета, выделенных департаментом информационной политики Тюменской области в рамках оказания государственной поддержки средствам массовой информации АНО «Редакция газеты «Тюменская правда» и АНО «Информационно-издательский центр «Красная звезда» (с. Викулово).

В 2010 году данным организациям была предоставлена государственная поддержка в размере 14,6 млн руб. Весь объем выделенных средств был охвачен контрольными мероприятиями Счетной палаты.

В рамках контрольных мероприятий были выявлены нарушения:

– Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

– Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 307 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– других нормативных правовых актов.

Кроме того, организациями допускались нарушения при заключении договоров на оказание услуг.

По результатам контрольных мероприятий было направлено 2 представления об устранении выявленных нарушений в проверенные организации и информационное письмо в адрес департамента имущественных отношений Тюменской области.

3.4.3. В соответствии с планом работы Счетной палатой была проведена  комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности в комитете по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (далее – Комитет).

Объем финансирования Комитета в 2010 году составил 287,5 млн руб., из них охвачено контрольными мероприятиями – 284,8 млн руб., или 99,1 %.

Контрольным мероприятием были установлены нарушения:

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

– Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 327 «О государственной гражданской службе Тюменской области»;

– Инструкции по бюджетному учету № 148н;

– Порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения, утвержденного Постановлением администрации Тюменской области от 23.08.2004 № 87-пк;

– других нормативных правовых актов.

Кроме того, в ходе проверки производства ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия Тюменской области было установлено несколько случаев нарушений в строительной деятельности:

– завышения объемов выполненных работ;

– некачественного выполнения работ;

– включения в акты ф. № КС-2 работ, которые фактически не выполнены, и др.

По результатам проверки было направлено представление об устранении выявленных нарушений в адрес Комитета.

3.5. Контрольные мероприятия в сфере здравоохранения,
физической культуры и спорта

Счетной палатой в соответствии с планом работы было проведено 7 проверок в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта.

3.5.1. В первом квартале 2011 года проведены проверки расходования средств областного бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области, в том числе средств, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье», в трех лечебно-профилактических учреждениях (далее – ЛПУ):

– «Областная больница № 5» (с. Абатское);

– «Областная больница № 14 им. В.Н. Шанаурина» (с. Казанское»);

– «Областная больница № 20» (с. Уват).

Объем финансирования ЛПУ в 2010 году составил 340,5 млн руб., из них контрольными мероприятиями было охвачено 258,0 млн руб., или 75,8 %.

В ходе проверок в ЛПУ были установлены отдельные нарушения:

– Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– санитарно-эпидемиологических правил и методических указаний, утвержденных постановлениями главного государственного санитарного врача Российской Федерации;

– Порядка осуществления государственными учреждениями Тюменской области операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного приказом департамента финансов Тюменской области от 27.07.2009 № 14б;

– других нормативных правовых актов.

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий в ЛПУ были установлены случаи завышения объемов выполненных ремонтно-строительных работ и отдельные факты невыполнения работ.

По результатам проверок были направлены представления об устранении выявленных нарушений во все проверенные ЛПУ и департамент здравоохранения Тюменской области, а также информационные письма в адрес департамента финансов Тюменской области, комитета по контролю в сфере размещения государственного заказа Тюменской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области.

После обобщения итогов контрольных мероприятий Счетной палатой были направлены запросы в лечебные учреждения области о количестве пострадавших в результате ДТП.

По результатам обобщения сведений, поступивших от лечебных учреждений, установлено расхождение количества пострадавших в результате ДТП с данными ГИБДД за 2009 год на 229 человек.

3.5.2. В рамках контроля за расходами областного бюджета на здравоохранение Счетной палатой Тюменской области в 2011 году была проведена комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности в департаменте здравоохранения Тюменской области и проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2009–2010 годах на финансирование государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, заключенных с департаментом здравоохранения Тюменской области.

Проверками охвачен весь объем финансирования департамента здравоохранения Тюменской области (далее – департамент здравоохранения) за 2010 год в объеме 9 321,7 млн руб.

В ходе контрольных мероприятий были установлены отдельные нарушения:

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции по бюджетному учету № 148н;

– Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 307 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области»;

– Порядка, условий командирования и норм расходов на служебные командировки государственных гражданских служащих Тюменской области, утвержденного постановлением Губернатора Тюменской области от 16.06.2009 № 45;

– других нормативных правовых актов.

Кроме того, комплексной проверкой в департаменте здравоохранения были установлены нарушения порядка формирования стоимости выполненных работ по капитальному ремонту объектов четырнадцати лечебно-профилактических организаций здравоохранения Тюменской области.

Выборочной проверкой исполнения государственных контрактов, заключенных департаментом здравоохранения, финансирование которых осуществлялось в 2009–2010 годах, установлены отдельные случаи отклонений от требований действующего законодательства Российской Федерации и условий контрактов:

– заключение дополнительных соглашений с нарушением требований Федерального закона № 94-ФЗ;

– исполнение контрактов с нарушением сроков поставки;

– поставка модели, комплектации оборудования с техническими характеристиками, не соответствующими техническому заданию;

– длительное неиспользование закупленного оборудования;

– случаи расторжения контрактов по соглашению сторон в связи с неисполнением поставщиком своих обязательств, что позволило избежать включения данных поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков и др.

В результате контрольного осмотра, проведенного в рамках проверки использования основных средств в департаменте здравоохранения, установлено, что Единый центр обработки данных стоимостью 26,6  млн руб. хранится на складе ГУ ТО «Областной медицинский центр мобрезервов «Резерв» в г. Тюмени и упакован в заводские коробки.

По результатам проверок были направлены представления об устранении выявленных нарушений в адрес департамента здравоохранения и ГАУ ТО «Медицинский информационно-аналитический центр», а также информационные письма в адрес департамента имущественных отношений Тюменской области, департамента финансов Тюменской области, комитета по контролю в сфере размещения государственного заказа Тюменской области.

3.5.3. В части контроля за расходованием бюджетных средств на физическую культуру и спорт были проведены проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию долгосрочной целевой программы «Основные направления развития туризма в Тюменской области» и на реализацию мероприятий социальной направленности областной целевой программы «Сотрудничество».

На реализацию долгосрочной целевой программы «Основные направления развития туризма в Тюменской области» за период 2008–2010 годов из областного бюджета было направлено 40,5 млн руб., из них проверкой было охвачено 38,6 млн руб., или 95 %.

В рамках контрольного мероприятия были установлены отдельные нарушения:

– Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Положения о департаменте стратегического развития Тюменской области;

– других нормативных правовых актов.

Кроме того, проверкой установлен ряд случаев завышения стоимости изготовления рекламных конструкций.

По результатам контрольного мероприятия направлено 2 представления об устранении выявленных нарушений в адрес комитета по инновациям Тюменской области и автономного учреждения Тюменской области «Тюменский региональный телекоммуникационный центр».

На реализацию мероприятий по физической культуре и спорту областной целевой программы «Сотрудничество» было направлено 4 375,6 млн руб., из них проверено 4 369,9 млн руб., или 99,8 %.

В рамках контрольного мероприятия была проверена деятельность департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области, ГАУ ТО «Хоккейный клуб «Рубин», ГАУ ТО «ОСДЮСШОР», ГБУ ТО «Управление капитального строительства» за 2010 год (по объекту капитальных вложений «Стадион «Геолог», г. Тюмень» – с 2006 года по 9 месяцев 2011 года).

Проверкой установлены отдельные нарушения:

Градостроительного кодекса Российской Федерации;

– Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации;

– Приказа Минфина РФ № 94н;

– других нормативных правовых актов.

Также в ходе контрольного мероприятия установлено, что при выполнении строительно-монтажных работ по реконструкции стадиона «Геолог» допускались случаи:

– завышения физических объемов работ;

– невыполнения объемов работ;

– завышения расценок;

– замены оборудования;

– другие нарушения.

3.6. Контроль за расходами на межбюджетные трансферты

В рамках контроля по данному направлению Счетной палатой проведено 9 контрольных мероприятий, в том числе 5 – в рамках осуществления внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств*.


* Итоги внешних проверок годовых отчетов об исполнении местного бюджета в пяти муниципальных образованиях области приведены в пункте 3.8.3 отчета.

3.6.1. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой в 2011 году проведены 3 комплексные проверки бюджетов Бердюжского муниципального района, Заводоуковского городского округа и города Тюмени.

Исполнение бюджетов указанных муниципальных образований за 2010 год по расходам составило 350,4 млн руб., 1 360,6 млн руб. и 15 274 млн руб. соответственно. Объем проверенных средств составил 3 111,8 млн руб., или  18,3 %.

В ходе проведенных контрольных мероприятий были выявлены отдельные случаи нарушений положений:

– Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

– Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции по бюджетному учету № 148н;

– Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 16.06.2006 № 142-п;

– других нормативных правовых актов.

В ходе выборочных проверок использования бюджетных средств на ремонтно-строительные и строительно-монтажные работы были проведены осмотры выполненных работ, в результате которых установлены отдельные факты завышения стоимости выполненных работ, в том числе:

– завышение физических объемов работ;

– невыполнение отдельных видов работ по газификации квартир;

– некачественное выполнение отдельных видов работ;

– случаи замены материалов;

– завышение расценок и др.

По результатам комплексных проверок в муниципальные образования направлено 3 представления об устранении выявленных нарушений. Кроме того, по результатам комплексной проверки бюджета Заводоуковского городского округа в департамент финансов Тюменской области направлено информационное письмо.

3.6.2. В соответствии с планом работы Счетной палаты на 2011 год была проведена проверка целевого расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение работы объектов социально-культурного обслуживания населения на территории д. Городище Пинигинского сельского поселения в Сорокинском муниципальном районе.

Проверкой был охвачен весь объем бюджетных средств (340 тыс. руб.), выделенных на обеспечение работы объектов социально-культурного обслуживания населения на территории д. Городище Пинигинского сельского поселения за 2008–2010 годы.

Контрольным мероприятием установлены нарушения:

– Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции № 148н;

– санитарных правил и норм в части непроведения исследования качества воды в двух вновь построенных колодцах;

– других нормативных правовых актов.

По результатам проверки было направлено 2 представления в адрес Пинигинского сельского поселения и МАУ «Сорокинский центр культуры». Кроме того, было направлено информационное письмо в администрацию Сорокинского муниципального района.

3.7. Контрольные мероприятия в рамках проведения
внешних проверок

3.7.1. Результаты внешней проверки отчета
об исполнении областного бюджета

В 2011 году в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности 73 главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС), в том числе:

• 42 главных распорядителей средств областного бюджета;

• 31 главного администратора доходов областного бюджета, в числе которых:

– 27 органов местного самоуправления;

– 4 территориальных подразделения федеральных органов исполнительной власти (из 6 территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, являвшихся главными администраторами доходов областного бюджета).

По результатам проверки составлено 73 акта. Акты подписаны должностными лицами ГАБС с пояснениями, являющимися неотъемлемой частью соответствующих актов проверки. На основании актов проверки с учетом пояснений составлено сводное заключение.

Внешняя проверка проводилась на выборочной основе и включала в себя арифметическую проверку, проверку контрольных соотношений между показателями бюджетной отчетности ГАБС, оценку представления бюджетной отчетности и другие контрольные процедуры. Проведенная внешняя проверка представляет необходимые основания для выражения Счетной палатой мнения о соответствии бюджетной отчетности ГАБС требованиям Инструкции № 128н.

Все ГАБС представили бюджетную отчетность согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса в полном объеме и в соответствии с требованиями Инструкции № 128н.

В отчетности отдельных ГАБС имели место замечания, которые не повлияли на достоверность бюджетной отчетности.

На основании проведенных контрольных мероприятий проверяющие выражают мнение, что бюджетная отчетность проверенных ГАБС соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации в части представления бюджетной отчетности и не вызывает сомнений в достоверности представленных ГАБС данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

3.7.2. Результаты внешней проверки бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования

В соответствии с требованиями статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее – ТФОМС) за 2010 год.

Бюджетная отчетность ТФОМС представлена в Счетную палату в полном объеме и в соответствии с требованиями Инструкции № 128н.

В результате сопоставления взаимосвязанных показателей бюджетной отчетности установлены отдельные замечания в части соблюдения требований Инструкции № 128н, которые не повлияли на достоверность отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2010 год. При арифметической проверке показателей бюджетной отчетности ошибок не выявлено.

По результатам проведенной внешней проверки Счетной палатой выражается мнение, что показатели исполнения бюджета ТФОМС за 2010 год, представленные в отчете об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за 2010 год, следует считать достоверным.

3.7.3. Результаты внешних проверок местных бюджетов

В соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Счетной палатой проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении местного бюджета в пяти муниципальных образованиях Тюменской области:

– Сорокинский муниципальный район;

– Упоровский муниципальный район;

– Юргинский муниципальный район;

– Ялуторовский муниципальный район;

– Ярковский муниципальный район.

Проверки показали, что во всех проверенных муниципальных образованиях к представленной бюджетной отчетности отдельных ГАБС имеются замечания, которые не повлияли на достоверность бюджетной отчетности соответствующих ГАБС и годовых отчетов об исполнении местного бюджета.

Между тем к отдельным проектам решений об исполнении местного бюджета за 2010 год имелись отдельные замечания к содержанию и количеству приложений.

Также имелись замечания к положениям о бюджетном процессе в проверенных муниципальных образованиях, в частности:

– состав участников бюджетного процесса, приведенный в указанных положениях о бюджетном процессе, не в полной мере соответствует статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– установлен факт неполного соответствия Положения о бюджетном процессе требованиям статьи 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования приложений к решению о бюджете;

– имеются замечания к содержанию бюджетных полномочий представительного органа муниципального образования и местной администрации, а также органа муниципального финансового контроля.

Во всех проверенных муниципальных образованиях к представленной бюджетной отчетности отдельных ГАБС имеются замечания. Однако в целом замечания не повлияли на достоверность бюджетной отчетности соответствующих ГАБС и годовых отчетов об исполнении местного бюджета.

На основании проведенных контрольных мероприятий Счетная палата выражает мнение, что бюджетная отчетность ГАБС муниципальных образований в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации в части представления бюджетной отчетности и не вызывает сомнений в достоверности представленных данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также об исполнении местного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

4. Экспертно-аналитическая деятельность

За отчетный период проведено 82 экспертно-аналитических мероприятия. В рамках экспертно-аналитических мероприятий в 2011 году подготовлено 24 заключения по проектам законов, других нормативно-правовых актов, 13 аналитических записок и 45 иных аналитических материалов.

В отчетном году Счетной палатой подготовлено 18 заключений на проекты областных законов, в том числе:

– «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (5 заключений);

– «Об исполнении областного бюджета за 2010 год»;

– «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (2 заключения);

– «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за 2010 год»;

– «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (3 заключения);

– «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (2 заключения);

– «О предоставлении налоговых льгот на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов отдельным категориям налогоплательщиков» (2 заключения);

– «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О бюджетном процессе в Тюменской области»;

– «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О межбюджетных отношениях в Тюменской области».

Специалистами Счетной палаты также даны заключения на отчет об исполнении областного бюджета за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2011 года.

В соответствии с обращениями главного федерального инспектора в Тюменской области регулярно осуществлялась подготовка информации о проверках реализации приоритетных национальных проектов в Тюменской области и предоставлялись иные аналитические материалы по обращениям правоохранительных и других государственных органов.

Счетной палатой также осуществлялась экспертно-аналитическая работа в рамках деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, в том числе по направленным в Счетную палату документам, обращениям контрольно-счетных органов других регионов.

В 2011 году Счетной палатой велась работа по разработке методических рекомендаций, в том числе по реализации основных полномочий Счетной палаты. Так, были разработаны следующие методические документы:

• по контролю за исполнением областного бюджета в части расходов:

– на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, обслуживание государственного и муниципального долга;

– на сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей среды, воспроизводство минерально-сырьевой базы, водные ресурсы, лесное хозяйство;

– на образование, спорт и физическую культуру;

– на социальную политику;

– на культуру, кинематографию, средства массовой информации, содействие занятости населения;

– на жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, связь и информатику;

– на здравоохранение и государственные внебюджетные фонды;

– на дорожное хозяйство, транспорт и строительство;

– на межбюджетные трансферты;

• по экспертизе проектов законов об областном бюджете и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда Тюменской области;

• по внешней проверке годового отчета об исполнении областного бюджета;

• по внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Тюменской области;

• по организации и осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета;

• по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Тюменской области, в том числе за охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Тюменской области;

• по оценке эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, а также оценке законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Тюменской области;

• по экспертизе проектов долгосрочных целевых программ;

• по подготовке информации о ходе исполнения областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Тюменской области, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

• по анализу бюджетного процесса в Тюменской области и подготовке предложений, направленных на его совершенствование.

5. Информационная деятельность

В соответствии с Законом Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» Счетная палата рассматривала информационную политику в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности.

В отчетном периоде Счетная палата регулярно представляла информацию о своей деятельности Тюменской областной Думе, Правительству области и средствам массовой информации.

Всего в 2011 году в средствах массовой информации вышло около 115 материалов о деятельности Счетной палаты.

Публикации о деятельности Счетной палаты появлялись на официальных сайтах Ассоциации контрольно-счетных органов России, Тюменской областной Думы, Правительства Тюменской области, а также в печатных и электронных средствах массовой информации (в газетах «Тюменские известия», «Тюменская область сегодня», научно-практическом журнале «Вестник АКСОР», региональной интернет-газете «Вслух.ру», региональном интернет-портале «NashGorod.ru», в лентах информационных агентств «Накануне.RU», «Тюменская линия»).

Продолжал активно функционировать официальный сайт Счетной палаты Тюменской области в сети Интернет (www.rfspto.ru), на котором размещалась информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также иной деятельности контрольно-счетного органа. В отчетном периоде зафиксировано свыше 45 тыс. его посещений.

 
 
 

Ссылки




 

Счетчики

Яндекс.Метрика

© Счетная палата Тюменской области
"Байт Мастер". Разработка, создание и продвижение сайтов. © 2009
При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на источник обязательна!