Отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2013 год

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 20 Закона Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области».

1. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2013 году

В 2013 году контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты Тюменской области (далее – Счетная палата) осуществлялась в соответствии с планом работы Счетной палаты, утвержденным решением коллегии Счетной палаты от 14 декабря 2012 года № 6.

Все мероприятия плана были сформированы исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением областного бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

При этом приоритетным направлением Счетной палаты в 2013 году являлось осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации и Тюменской области, поручений Тюменской областной Думы, ежегодного послания Губернатора Тюменской области областной Думе.

Счетная палата осуществляла свою деятельность в рамках предварительного и последующего контроля.

В рамках предварительного контроля в отчетном году проводилась экспертиза проектов областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Последующий контроль включал в себя проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за отчетный финансовый год, проведение комплексных и тематических контрольных мероприятий.

Важным направлением деятельности Счетной палаты в отчетном периоде являлся контроль за использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию областных целевых программ, в числе которых программы:

– «Развитие жилищного строительства в Тюменской области»;

– «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области»;

– «Развитие транспортной инфраструктуры Тюменской области»;

– «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области»;

– «Основные направления развития в области содействия занятости населения Тюменской области»;

– «Основные направления развития образования и науки Тюменской области»;

– «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области»;

– «Комплексная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тюменской области»;

– и другие.

В соответствии с требованиями статей 136 и 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации было организовано проведение внешних проверок годовых отчетов муниципальных образований области и комплексных проверок местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Для обмена опытом в области совершенствования государственного финансового контроля Счетная палата осуществляла взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР), Союзом муниципальных контрольно-счетных органов России (Союз МКСО), а также с Европейской организацией региональных органов внешнего финансового контроля (EURORAI).

Важным событием в жизни Счетной палаты в 2013 году стало проведение Ассоциацией контрольно-счетных органов России комплексного анализа деятельности (сертификации) Счетной палаты Тюменской области. По итогам анализа комиссия по сертификации установила соответствие деятельности Счетной палаты требованиям Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов России, международной Лимской декларации руководящих принципов контроля, требованиям действующего законодательства Российской Федерации и стандартов государственного финансового контроля, а также Положения о сертификации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Результаты сертификации Счетной палаты опубликованы в научно-практическом журнале «Вестник АКСОР» № 4 за 2013 год.

2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2013 году

В 2013 году Счетной палатой проведено 117 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 38 контрольных и 79 экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязательное проведение ряда проверок, проведено 5 контрольных мероприятий:

– внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год, в том числе проверка бюджетной отчетности 49 главных администраторов бюджетных средств;

– внешняя проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за 2012 год;

– внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местного бюджета в 3 муниципальных образованиях Тюменской области.

Также проведено 33 комплексных контрольных мероприятия по следующим направлениям расходов бюджета:

– образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт – 11 контрольных мероприятий;

– национальная экономика – 7 контрольных мероприятий;

– жилищно-коммунальная сфера – 5 контрольных мероприятий;

– межбюджетные трансферты – 5 контрольных мероприятий;

– общегосударственные вопросы – 2 контрольных мероприятия;

– национальная безопасность, правоохранительная деятельность и иные направления деятельности – 3 контрольных мероприятия.

Счетной палатой в отчетном году в ходе контрольных мероприятий охвачено 143 объекта контроля. Кроме того, осуществлены выездные проверки для проведения осмотров 265 объектов строительно-монтажных работ, 772 объектов наличия и состояния техники и оборудования.

В 2013 году (без учета внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета) проверено использование бюджетных средств в размере 52 796,9 млн руб., что превышает аналогичный показатель 2012 года на 11,9 %.

Наибольший уровень охвата средств областного бюджета в ходе проведенных контрольных мероприятий составили расходы:

– на национальную экономику – 16 190,5 млн руб.;

– на межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджетам муниципальных образований – 9 020,5 млн руб.;

– на межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области – 8 563,7 млн руб.;

– на образование – 5 380,5 млн руб.;

– на жилищно-коммунальное хозяйство – 2 048,6 млн руб.;

– на социальную политику – 1 362,2 млн руб.

 

image002

Объем проверенных средств в 2013 году, млн руб.

 

В 2013 году одним из важных направлений деятельности Счетной палаты являлся аудит эффективности использования бюджетных средств. В настоящее время в Счетной палате утвержден стандарт финансового контроля «Проведение аудита эффективности». Всего проведено 11 контрольных мероприятий с применением аудита эффективности.

При проведении контрольных мероприятий в 2013 году были выявлены:

– нарушения нормативных правовых актов по ценообразованию в строительной деятельности;

– нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации;

– нарушения требований Земельного кодекса Российской Федерации;

– нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ);

– нарушения требований Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон «О бухгалтерском учете»);

– нарушения других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области.

В отчетном периоде по материалам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направлено 115 представлений с предложениями о принятии мер по устранению нарушений на сумму          381,9 млн руб.

По отдельным нарушениям, выявленным в 4 квартале 2013 года, представления о принятии мер по их устранению будут направлены в 1 квартале 2014 года.

Для осуществления контроля за принятием мер по устранению нарушений направлено 44 информационных письма в органы исполнительной власти и местного самоуправления Тюменской области.

В процессе осуществления контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок, специалистами Счетной палаты в 2013 году направлено 273 заключения по результатам рассмотрения поступивших в Счетную палату писем и документов об устранении нарушений.

По результатам принятых Счетной палатой мер устранено финансовых нарушений на сумму 355,5 млн руб.

По состоянию на 01.01.2014 на контроле Счетной палаты находятся финансовые нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий 2013 года, на сумму 26,4 млн руб.

В соответствии со статьей 19 Закона Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» в отчетном периоде осуществлялось взаимодействие Счетной палаты с прокуратурой Тюменской области и другими правоохранительными органами на основе взаимных соглашений.

В правоохранительные органы в 2013 году направлено 13 материалов. По результатам рассмотрения материалов контрольных мероприятий, направленных Счетной палатой в правоохранительные органы (в том числе по проверкам прошлых лет), возбуждено 3 уголовных дела.

По материалам Счетной палаты комитетом по контролю в сфере размещения госзаказа Тюменской области возбуждено 19 дел об административных правонарушениях в сфере размещения государственных заказов, по результатам которых к административной ответственности привлечено 17 должностных лиц на общую сумму 430 тыс. руб.

В отчетном году к 21 должностному лицу 13 проверенных организаций были применены дисциплинарные взыскания (2 выговора и 19 замечаний).

Кроме того, специалисты Счетной палаты принимали участие в 29 судебных заседаниях по вопросам взыскания бюджетных средств, использованных с нарушением нормативных правовых актов.

3. Контрольная деятельность Счетной палаты

Контрольная деятельность Счетной палаты в отчетном периоде осуществлялась по направлениям, охватывающим все разделы областного бюджета (за исключением разделов «Охрана окружающей среды» и «Обслуживание государственного и муниципального долга»).

По результатам контрольных мероприятий, проведенных в отчетном году, соответствующие информации направлялись в Тюменскую областную Думу, Правительство Тюменской области. На регулярной основе информации рассматривались на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы.

 3.1. Контрольные мероприятия в рамках проведения внешних проверок

3.1.1. Результаты внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета

В 2013 году в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год, в том числе проверка бюджетной отчетности 49 главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС):

– 43 главных распорядителей средств областного бюджета;

– 6 главных администраторов доходов областного бюджета.

Бюджетная отчетность представлена всеми ГАБС в установленные сроки.

По результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС составлено 49 актов.

На основании проведенных контрольных мероприятий проверяющие выражают мнение, что бюджетная отчетность проверенных ГАБС в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации в части представления бюджетной отчетности и не вызывает сомнений в достоверности представленных ГАБС данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Отдельные недочеты, отмеченные в актах контрольного мероприятия, не оказали существенного влияния на достоверность бюджетной отчетности ГАБС.

3.1.2. Результаты внешней проверки бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования

В соответствии с требованиями статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее – ТФОМС) за 2012 год.

Бюджетная отчетность ТФОМС за 2012 год представлена в Счетную палату в полном объеме и в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н). При проверке бюджетной отчетности и анализе отчетных форм ТФОМС за 2012 год установлены отдельные недочеты; фактов недостоверного и неполного отражения данных не установлено.

На основании проведенного контрольного мероприятия Счетной палатой выражается мнение, что бюджетная отчетность в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, показатели исполнения бюджета ТФОМС, представленные в составе отчета об исполнении бюджета за 2012 год, соответствуют показателям, отраженным в главной книге.

3.1.3. Результаты внешних проверок местных бюджетов

В соответствии с пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ Счетной палатой проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении местного бюджета в 3 муниципальных образованиях Тюменской области:

– Абатский муниципальный район;

– Вагайский муниципальный район;

– Юргинский муниципальный район.

Кроме того, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета проведена в рамках комплексной проверки в Сорокинском муниципальном районе.

При проведении внешней проверки установлены нарушения Бюджетного кодекса РФ, Инструкции № 191н (в том числе в части составления и представления пояснительной записки с приложениями).

В целом с учетом выявленных нарушений и недочетов бюджетная отчетность ГАБС проверенных муниципальных образований, а также представленные годовые отчеты об исполнении бюджета за 2012 год соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.

3.2. Контрольные мероприятия в части расходов
на общегосударственные вопросы

В отчетном периоде при осуществлении контроля за расходами областного бюджета на общегосударственные вопросы проведены 2 комплексные проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета и областной собственности: в департаменте имущественных отношений Тюменской области и Избирательной комиссии Тюменской области.

В ходе проверки в департаменте имущественных отношений Тюменской области при исполнении областных целевых программ «Основные направления развития имущественных отношений в Тюменской области» и «Основные направления развития земельных отношений в Тюменской области» выявлены отдельные случаи нарушения требований:

– Бюджетного кодекса РФ;

– Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

– Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 307 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области»;

– Закона Тюменской области от 10.12.1998 № 64 «О порядке передачи объектов государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность и порядке принятия объектов муниципальной собственности в государственную собственность Тюменской области»;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– других нормативных правовых актов.

Установлены также нарушения при осуществлении расходов по аренде помещений, при осуществлении ведения учета объектов казны Тюменской области и другие нарушения и недостатки.

Проверкой в Избирательной комиссии Тюменской области установлены случаи несоблюдения отдельных положений нормативных правовых актов, в том числе:

– Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция от 01.12.2010 № 157н);

– нормативных правовых актов в части регулирования вопросов государственной службы и денежного содержания государственных гражданских служащих;

– иных нормативных правовых актов.

3.3. Контроль за расходами на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

В рамках контроля за расходами на национальную безопасность и правоохранительную деятельность Счетной палатой в соответствии с планом работы было проведено 2 контрольных мероприятия.

3.3.1. Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения и территорий Тюменской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на 2012–2014 годы, в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области установлены нарушения в части:

– приобретения некачественного оборудования;

– завышения стоимости по ремонту и реконструкции помещений и другие.

В ходе проверки также установлены отдельные нарушения:

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (по 3 образовательным программам отсутствует лицензия);

– других нормативных правовых актов.

3.3.2. В рамках проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области» на 2012–2014 годы, установлено следующее:

– часть имущества, приобретенного в проверяемом периоде за счет средств областного бюджета, в безвозмездное пользование собственником не передана;

 имеют место случаи принятия от поставщиков товара, не полностью соответствующего условиям контракта;

– не используется часть имущества, приобретенного в проверяемом периоде;

– установлены также иные нарушения и недостатки.

3.4. Контроль за расходами на национальную экономику

В отчетном периоде при осуществлении контроля за расходами бюджета на национальную экономику было проведено 7 контрольных мероприятий, в том числе 6 мероприятий в соответствии с планом работы и 1 внеплановое контрольное мероприятие.

3.4.1. Контрольные мероприятия в сфере агропромышленного комплекса

В рамках контроля за расходами в сфере агропромышленного комплекса Счетной палатой было проведено 3 контрольных мероприятия.

В отчетном периоде Счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на исполнение региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011–2014 годы в части реализации мероприятий в рамках областной целевой программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области» на 2008–2014 годы, в том числе средств, направленных на развитие рыбного хозяйства в Тюменской области в 2011–2012 годах.

В ходе проверки на объекте «Племенной центр холодноводного рыбоводства на озере Волково Тобольского района» установлено следующее:

– в нарушение условий контракта строительство данного объекта подрядчиком не завершено;

– не выполнены отдельные виды работ, часть работ выполнена некачественно;

– другие нарушения.

Необходимо также отметить, что отопление зданий центра холодноводного рыбоводства должно осуществляться от газовой котельной. Однако строительство газопровода к племенному центру проектом не предусмотрено. Расстояние до ближайшего газопровода составляет около 20 километров. Строительство газопровода в 2014 году также не предусмотрено.

Проверка на объекте «База сбора икры пеляди на оз. Царево» показала, что строительство объекта осуществлялось с 2007 года, однако до настоящего времени не завершено.

В ходе контрольного мероприятия установлены также нарушения:

– Гражданского кодекса РФ;

– Лесного кодекса РФ;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– других нормативных правовых актов.

Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области ООО «Быструшинское» (Абатский район), установлены нарушения:

– требований законодательства о бухгалтерском учете;

– постановлений Правительства Тюменской области от 18.04.2007 № 92-п «Об утверждении порядков возмещения из федерального и областного бюджетов части затрат на уплату процентов по кредитам и займам» и от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении положений о порядке предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства»;

– условий договоров о предоставлении субсидий и графиков лизинговых платежей.

Установлены также иные нарушения и недостатки.

В рамках контроля за исполнением областного бюджета в части расходов в сфере агропромышленного комплекса проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных в 2009–2012 годах ОАО «Тюменская агропромышленная лизинговая компания», в том числе в качестве взноса в уставный капитал.

Проверка показала, что нормативными документами не установлены: ограничения по стоимости приобретаемой техники и оборудования; процедуры проверки обоснованности цен на приобретаемые технику и оборудование; процедуры проверки наличия технических, эксплуатационных и других возможностей использования приобретаемых техники и оборудования.

В ходе осмотров техники и оборудования, часть стоимости которых возмещена за счет субсидий из областного бюджета, выявлен ряд нарушений и замечаний (техника и оборудование (зерносушилки) с момента приобретения не эксплуатируются по причине отсутствия подвода газа; отдельные случаи использования техники и оборудования третьими лицами без согласования с лизингодателем и другие).

Кроме того, в результате контрольных осмотров установлено, что техника и оборудование в количестве 7 ед., переданные в лизинг, фактически находятся на хранении в Курганской области, в то время как договорами о предоставлении субсидии на 3 ед. предусмотрена обязанность получателя субсидии использовать приобретенную высокоэффективную технику и оборудование на территории Тюменской области.

В ходе контрольного мероприятия установлены также нарушения:

– постановления Правительства Тюменской области от 04.03.2008 № 72-п «Об утверждении положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства»;

– условий договоров финансовой аренды (лизинга);

– иные нарушения.

3.4.2. Контрольные мероприятия в сфере занятости населения

В 2013 году Счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Основные направления развития в области содействия занятости населения Тюменской области» на 2012–2014 годы, в департаменте труда и занятости населения Тюменской области.

Проверкой выявлены:

– нарушения при исполнении контрактов (договоров) на реализацию программных мероприятий;

– нарушения порядка расчетов, установленных договорами о предоставлении субсидий;

– нарушения Федерального закона № 94-ФЗ;

– отдельные нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 327 «О государственной гражданской службе Тюменской области» и иных нормативных правовых актов.

3.4.3. Контрольные мероприятия в сфере транспорта
и дорожного хозяйства

В рамках контроля за расходами в сфере транспорта и дорожного хозяйства Счетной палатой была проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Развитие транспортной инфраструктуры Тюменской области» на 2012–2014 годы, в том числе на финансирование дорожного хозяйства в Тюменской области в 2012 году.

В ходе проверки выявлены:

– нарушения при осуществлении строительной деятельности (отдельные факты невыполнения объемов работ, некачественного выполнения работ и др.);

– факты неиспользования по назначению автомобилей и оргтехники, приобретенных в рамках мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения;

– неэффективное использование бюджетных средств (дважды на объекте смонтирована и оплачена пожарная сигнализация);

– нарушения при предоставлении субсидии бюджетному учреждению (в отсутствие подтверждающих документов);

– другие нарушения и недостатки.

Также установлены отдельные нарушения:

– Градостроительного кодекса РФ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции от 01.12.2010 № 157н;

– других нормативных правовых актов.

3.4.4. Контрольные мероприятия в части расходов на топливно-энергетический комплекс и другие вопросы в области национальной политики

В рамках контроля за расходами на топливно-энергетический комплекс и другие вопросы в области национальной политики Счетной палатой было проведено 2 контрольных мероприятия.

В отчетном периоде проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в 20112012 годах на оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим вложение инвестиций в инвестиционные проекты.

Проверкой осуществления работ по созданию объекта капитального строительства «Подстанция 220/35/10 кВ ТММЗ мощностью 320 МВА в городе Тюмени» выявлено следующее:

– отдельные нарушения требований Градостроительного кодекса РФ;

– отдельные нарушения при проведении строительно-монтажных работ (установлены факты невыполнения работ, завышения расценок, некачественного выполнения работ и другие);

– нарушение подрядной организацией сроков выполнения работ по строительству и сдаче объекта, установленных условиями государственного контракта;

– иные нарушения.

Контрольное мероприятие «Проверка соответствия рыночным ценам стоимости оборудования, приобретаемого в рамках реализации крупных инвестиционных проектов в рыбохозяйственном комплексе Тюменской области» проведено на объектах: ОАО «ТАЛК» и ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство».

Проверкой выявлены единичные факты отсутствия и замены оборудования, обусловленные принятым решением увеличить производительность промышленной установки по выращиванию тиляпии, основная часть которых была устранена после проведения проверки.

3.5. Контрольные мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В рамках контроля за расходами в сфере жилищно-коммунального хозяйства Счетной палатой в соответствии с планом работы было проведено 5 контрольных мероприятий.

3.5.1. Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Комплексная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тюменской области» (далее – Программа энергосбережения) в 2010–2012 годах, выявлены:

– отдельные факты выделения и расходования средств на приобретение оборудования, не предусмотренного планом мероприятий Программы энергосбережения (трассоискатель, тепловизор, генераторная установка, источник бесперебойного питания);

– нарушения Федерального закона № 94-ФЗ;

– нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– нарушения Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2007 № 348-п;

– другие нарушения.

Кроме того, установлены факты несвоевременного выполнения работ по государственному контракту, а также факты, свидетельствующие о недостаточном контроле со стороны заказчика (координатора Программы энергосбережения) за исполнением программных мероприятий.

3.5.2. В ходе проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области» на 2012–2014 годы, установлено следующее:

– работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в Ярковском муниципальном районе в установленный договором срок не выполнены;

– в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ строительство 5 объектов жилищно-коммунального хозяйства из 8 проверенных объектов осуществлялось в отсутствие разрешений на строительство;

– выявлены нарушения в строительной деятельности (не выполнены работы, завышены объемы работ, некачественно выполнены работы и т.д.);

– в нарушение распоряжения Правительства Тюменской области от 19.12.2011 № 2390-рп администрацией Ярковского муниципального района выплачена субсидия организациям коммунального комплекса в отсутствие актов аварийной ситуации.

Также установлены отдельные нарушения:

– Гражданского кодекса РФ;

– Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Инструкции от 01.12.2010 № 157н;

– Порядка предоставления субсидий органам местного самоуправления для капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 15.03.2006 № 54-п;

– других нормативно-правовых актов.

3.5.3. В ходе проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на строительство и ввод в эксплуатацию канализационного коллектора в п. Московский в г. Тюмени, установлены отклонения от проектно-сметной документации, в результате вместо двух ниток трубопроводов (основной и резервной) протяженностью более 15 км фактически выполнена одна нитка трубопровода протяженностью около 8 км, и другие отклонения. Изменения в проектно-сметную документацию не вносились, повторная государственная экспертиза не проводилась.

Проверкой также установлены отдельные нарушения:

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Градостроительного кодекса РФ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Закона Тюменской области «О порядке передачи объектов государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность и порядке принятия объектов муниципальной собственности в государственную собственность Тюменской области»;

– условий государственного контракта;

– иные нарушения.

Кроме того, в ходе проверки установлен факт замены оборудования.

На момент проведения контрольного мероприятия контракт не исполнен в полном объеме, отдельные работы не выполнены, при этом по решению Арбитражного суда Тюменской области контракт расторгнут.

Мероприятия по привлечению подрядчиков к завершению строительства объекта не проводятся.

3.5.4. Проверкой расходования бюджетных средств при выполнении работ по объекту «Инженерная подготовка площадок под индивидуальное жилищное строительство в п. Березняки и д. Казарово г. Тюмени» установлено, что объекты водоснабжения и электроснабжения закончены строительством, переданы в эксплуатацию. При этом отсутствует государственная регистрация права собственности Тюменской области на построенные объекты. Не определен балансодержатель, ответственность за сохранность объектов не закреплена, что в свою очередь может привести к утрате объектов инженерных сетей.

Установлены также отдельные нарушения:

– Градостроительного кодекса РФ;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– иных нормативных правовых актов.

3.5.5. По результатам проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету города Тюмени на капитальный ремонт жилого дома № 69 по ул. Гастелло г. Тюмени, выявлено следующее:

– в нарушение соглашения о предоставлении в 2011 году субсидии из регионального фонда софинансирования расходов, заключенного главным управлением строительства Тюменской области с муниципальным образованием городской округ город Тюмень, часть средств областного бюджета направлена на оплату работ по монтажу приборов учета тепловой энергии и терморегуляторов, а также пусконаладочных работ, а не на капитальный ремонт фасада жилого дома   № 69 по ул. Гастелло г. Тюмени;

– в нарушение Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2007 № 348-п, департаментом городского хозяйства администрации города Тюмени за счет средств областного бюджета произведена оплата за услуги технического контроля ООО «Управляющая компания по содержанию жилищного фонда» при наличии уполномоченного муниципального учреждения;

– ООО «Управляющая компания «Запад» не соблюдено обязательное условие предоставления субсидии в части софинансирования собственниками помещений расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома;

– в результате выборочного контрольного осмотра выполненных работ выявлены отдельные факты невыполненных работ, замены оборудования;

– установлены также иные нарушения и недостатки.

3.6. Контрольные мероприятия в сфере образования

В рамках контроля за расходами областного бюджета на образование проведено 2 контрольных мероприятия.

3.6.1. В отчетном периоде Счетной палатой была проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» на    2012–2014 годы, в части расходов на проведение реконструкции, капитального ремонта, укрепление материально-технической базы, содержание деятельности объектов дошкольного и среднего образования, в том числе в соответствии с пунктом 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетов получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета, в городском округе город Тюмень.

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:

– условий предоставления субсидий образовательным учреждениям;

– случаи превышения суммы субвенции на образовательные услуги над нормативом;

– субсидия на капитальный ремонт здания одного детского сада предоставлена с превышением суммы по контракту;

– образовательными учреждениями города приняты и оплачены подрядчикам ремонтные работы, по которым установлены нарушения и замечания (не подтверждена стоимость оборудования, приняты некачественно выполненные работы, произведена замена материалов и другие нарушения).

Установлены также нарушения положений:

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– постановления Правительства Тюменской области от 03.04.2007 № 64-п «Об утверждении Положения о возмещении расходов на содержание детей в организациях, оказывающих услуги по обучению, воспитанию и уходу за детьми дошкольного возраста, и родительской плате за содержание детей в указанных организациях»;

– Инструкции о порядке составления, представления годовой, бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, и других нормативных правовых актов.

3.6.2. Проверкой использования средств областного бюджета и областной собственности ГАУ НПО ТО «Профессиональное училище       № 52» (далее – ПУ № 52) в 2011–2012 годах установлено, что находящиеся у ПУ № 52 в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки общей площадью 154,6 га переданы в аренду коммерческой фирме, что не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ. Отсутствие у учреждения учебного поля является несоблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных соответствующим законодательством.

Установлены также отдельные случаи нарушений:

– Инструкции от 01.12.2010 № 157н;

– Положения о стипендиальном обеспечении обучающихся, утвержденного приказом ПУ № 52 от 01.09.2011 № 139;

– других нормативных правовых актов.

3.7. Контрольные мероприятия в сфере культуры и кинематографии

В рамках контроля за исполнением областного бюджета в части расходов на культуру проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных департаментом культуры Тюменской области автономным учреждениям культуры, в том числе АУ ЦКД «Ембаевский» (Тюменский район).

Проверкой установлены нарушения требований:

– Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

– приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»;

– Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

– других нормативных правовых актов.

Также в ходе контрольного мероприятия установлено следующее:

– учреждением производилось списание товарно-материальных ценностей на проведение мероприятий в отсутствие утвержденных положений о проведении конкретных мероприятий (смет), регламентирующих порядок их проведения (источники финансирования, порядок розыгрыша призов, вручения подарков и т.п.);

– установлены несоответствия размера оприходованной выручки по оказанным платным услугам;

– земельный участок, на территории которого находится музей-заповедник, учреждению на установленных законодательством правах не предоставлен;

– другие нарушения и недостатки.

3.8. Контрольные мероприятия в сфере здравоохранения

В рамках контроля за расходами областного бюджета на здравоохранение  проведено 5 контрольных мероприятий.

3.8.1. В отчетном периоде Счетной палатой были проведены 3 проверки использования средств областного бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования и областной собственности в ГБУЗ ТО «Областная больница № 15» (с. Нижняя Тавда), ГБУЗ ТО «Областная больница № 18» (с. Большое Сорокино), ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» (далее – Учреждения).

В ходе контрольных мероприятий в Учреждениях были установлены следующие нарушения:

– нарушения в строительной деятельности при проведении капитального и текущего ремонта помещений, а также работ по благоустройству территории Учреждений;

– образование необоснованной дебиторской задолженности;

– случаи длительного неиспользования приобретенного оборудования;

– часть помещений, находящихся в оперативном управлении Учреждений, занимали сторонние организации, договоры аренды с которыми не заключены, и соответственно оплата за пользование помещениями не осуществлялась;

– другие нарушения и недостатки.

Проверками также установлены отдельные нарушения:

– Бюджетного кодекса РФ;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

– Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

– Инструкции от 01.12.2010 № 157н;

– других нормативных правовых актов.

3.8.2. В отчетном периоде Счетной палатой проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных в период с 2009 по 2012 годы государственному автономному учреждению Тюменской области «Медицинский информационно-аналитический центр Тюменской области» и автономной некоммерческой организации охраны здоровья населения «Центр профилактики Тюменской области» (до 05.03.2012 – АНО «МИАЦ ТО»).

В ходе контрольного мероприятия в указанных организациях выявлено следующее:

– установлен случай двойной оплаты бюджетными средствами одной и той же услуги;

– установлено наличие компьютерного оборудования на хранении более 6 лет, при нормативном сроке полезного использования – от 2 до 3 лет;

– часть оборудования используется в нарушение условий договоров хранения;

– отсутствуют планы финансово-хозяйственной деятельности, сметы расходов на проведение мероприятий (по медицинской профилактике заболеваний, медицинской статистике) и иные документы, обосновывающие стоимость мероприятий.

Проверкой также установлены отдельные нарушения:

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции от 01.12.2010 № 157н;

– других нормативных правовых актов.

3.8.3. В ходе проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на приобретение медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ТО «Областная больница № 1» (г. Тюмень), выявлены следующие нарушения:

– по 13 из 42 государственным контрактам срок поставки оборудования превысил предусмотренный срок исполнения поставщиками принятых обязательств;

– при использовании субсидии, полученной от департамента здравоохранения Тюменской области, учреждением приобретена лабораторная мебель, не предусмотренная соглашением.

Также имели место нарушения нормативных правовых актов, в том числе несоблюдение отдельных положений:

 Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции от 01.12.2010 № 157н;

– других нормативных правовых актов.

3.9. Контрольные мероприятия в сфере социальной политики

В рамках контроля за расходами областного бюджета на социальную политику проведено 2 контрольных мероприятия.

3.9.1. В отчетном году Счетной палатой проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Тюменской области» на 2011–2015 годы, в части эффективности использования средств областного бюджета, направленных на проведение мероприятий по обеспечению жильем работников бюджетной сферы, осуществляемых в соответствии с Законом Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» в 2012 году.

В ходе проверки Счетной палатой были выявлены следующие нарушения:

– в отдельных случаях допущены нарушения порядка рассмотрения заявлений и включения в списки граждан на получение социальной выплаты;

– средства, внесенные гражданами в счет возврата долга по предоставленным займам, областным фондом развития жилищного строительства на момент проверки не возвращены в областной бюджет;

– иные нарушения.

Также установлены отдельные нарушения требований:

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции от 01.12.2010 № 157н;

– других нормативных правовых актов.

3.9.2. В ходе проверки целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» в Тюменской области», в части исполнения постановлений и распоряжений Правительства Тюменской области от 07.02.2011 № 24-п, от 08.08.2011       № 1270-рп, от 24.02.2012 № 56-п, от 15.08.2012 № 1498-рп установлены единичные случаи несоблюдения срока единовременной выплаты, а также несоответствия сведений, содержащихся в единой информативной базе о получателях единовременных выплат, фактическим данным о получателях средств.

3.10. Контрольные мероприятия в части расходов
на
физическую культуру и спорт

В рамках контроля за исполнением областного бюджета в части расходов на физическую культуру и спорт проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» на 2012 – 2014 годы, в части мероприятий по развитию массового спорта и общественного физкультурно-оздоровительного движения, а также патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

В ходе контрольного мероприятия были установлены нарушения:

– Градостроительного кодекса РФ;

– Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 329 «О физической культуре и спорте в Тюменской области»;

– Федерального закона № 94-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011      № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

– Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 307 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области».

Установлены также:

– случаи длительного неиспользования приобретенного оборудования;

 нарушения в строительной деятельности (факты невыполнения объемов работ, завышения расценок, некачественно выполненных объемов работ и др.);

 иные нарушения и недостатки.

3.11. Контрольные мероприятия в части расходов
на средства массовой информации

В рамках контроля за расходами областного бюджета на средства массовой информации Счетной палатой проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных в рамках оказания государственной поддержки в ГУП ТО «Тюменское региональное информационное агентство» в 2011–2012 годах.

В ходе контрольного мероприятия были установлены нарушения:

– Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

– Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

– Порядка оказания государственной поддержки средств массовой информации в форме предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 25.08.2008 № 244-п;

– Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;

– другие нарушения.

3.12. Контроль за расходами на межбюджетные трансферты

В рамках контроля по данному направлению Счетной палатой проведено 8 контрольных мероприятий, в том числе 3 – в рамках осуществления внешних проверок годовых отчетов об исполнении местного бюджета в муниципальных образованиях области*.

* Итоги внешних проверок годовых отчетов об исполнении местного бюджета в муниципальных образованиях области приведены в пункте 3.1.3 отчета.

3.12.1. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 157, пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена комплексная проверка бюджетов получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета, а также внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета в Сорокинском муниципальном районе Тюменской области.

В ходе проверки выявлены:

– нарушения нормативных правовых актов Тюменской области о предоставлении и выдаче субсидий и субвенций;

– неэффективное использование бюджетных средств (оплачены работы  по устройству в 2008 году в селе Большое Сорокино наружного газопровода, который в 2010 году демонтирован в связи со строительством нового подземного газопровода);

– нарушения при проведении капитальных ремонтов и реконструкции;

– нарушения Федерального закона № 94-ФЗ;

– другие нарушения.

Кроме того, при проверке использования муниципальной собственности установлены нарушения:

– Земельного кодекса РФ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3.12.2. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена проверка бюджетов получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета, в том числе в рамках реализации Порядка предоставления и расходования субсидий регионального фонда софинансирования расходов, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2007 № 348-п, в Вагайском, Нижнетавдинском и Уватском муниципальных районах.

В ходе контрольных мероприятий были установлены:

– нарушения при осуществлении строительной деятельности;

 отдельные случаи неэффективного использования средств областного бюджета (авансирование сверх размеров, установленных договором, при ненадлежащем исполнении договора; оплата штрафов, пени вследствие привлечения учреждений к административной ответственности и др.);

– факты завышения стоимости оборудования;

– нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета;

– другие финансовые нарушения (не эксплуатируется оборудование, отсутствие оборудования и иного имущества);

– иные нарушения.

Также были выявлены отдельные нарушения следующих нормативных правовых актов:

– Бюджетного кодекса РФ;

– Градостроительного кодекса РФ;

– Федерального закона № 94-ФЗ;

– Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

– Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

– Инструкции  от 01.12.2010 № 157н;

– постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома»;

– других нормативных правовых актов.

3.12.3. Также в отчетном периоде в соответствии с пунктом 2.1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведена проверка бюджетов получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета в Тюменском муниципальном районе (далее – Тюменский МР).

В результате контрольного мероприятия установлены следующие виды нарушений и недостатков:

– нарушения при распоряжении земельными участками;

– нарушения при проведении строительно-монтажных работ;

– нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств;

– нарушения Федерального закона № 94-ФЗ и Гражданского кодекса РФ при закупке товаров, работ и услуг;

– длительное неиспользование приобретаемых техники и оборудования;

– нарушения при сдаче муниципального имущества в аренду;

– нарушения градостроительного законодательства;

– и другие.

Основные нарушения и недостатки выявлены при реализации администрацией Тюменского МР полномочий по распоряжению земельными участками, в том числе:

– предоставление земельных участков в аренду для ведения ЛПХ из земель населенных пунктов, отнесенных к зонам жилой застройки, что не соответствует их разрешенному использованию. Предоставление земельных участков для ведения ЛПХ из земель населенных пунктов позволяет их предоставлять без проведения торгов. При этом у арендатора возникает возможность выкупа земельного участка в собственность по нормативной стоимости и последующей ее перепродажи по рыночной стоимости;

– предоставление в аренду земельных участков для ведения ЛПХ из земель сельскохозяйственного назначения;

– предоставление в аренду земельных участков для ведения ЛПХ с превышением максимального размера;

– неразмещение на официальном сайте администрации Тюменского района в сети Интернет сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для ИЖС;

– другие нарушения.

4. Экспертно-аналитическая деятельность

За отчетный период Счетной палатой проведено 79 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе подготовлено 34 заключения по проектам нормативных правовых актов Тюменской области, 3 заключения на отчеты по исполнению областного бюджета, 42 иных аналитических материала.

В рамках проведения экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 23 заключения на проекты областных законов.

Кроме того, в отчетном периоде Счетной палатой продолжалось осуществление мониторингов реализации областных целевых программ, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» на муниципальном уровне.

Счетной палатой также осуществлялась экспертно-аналитическая работа в рамках деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, в том числе по направленным в Счетную палату документам, обращениям контрольно-счетных органов других регионов.

В отчетном периоде Счетной палатой продолжалась работа по совершенствованию и разработке методологических документов.

Так, были разработаны следующие стандарты внешнего государственного финансового контроля и организации деятельности Счетной палаты:

– СОД 5 «Организация обеспечения деятельности коллегии Счетной палаты Тюменской области»;

– СОД 6 «Организация судебной работы Счетной палаты Тюменской области»;

– СФК 57 «Проведение стратегического аудита»;

– СФК 58 «Экспертиза проектов нормативных правовых актов Тюменской области»;

– СФК 152 «Основные термины и понятия, используемые в стандартах Счетной палаты Тюменской области».

5. Информационная деятельность

В соответствии с Законом Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» информационная деятельность является одним из основных приоритетных направлений деятельности Счетной палаты.

В 2013 году Счетная палата ежеквартально направляла в Тюменскую областную Думу и Губернатору области информацию о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Все информации Счетной палаты подробно рассматривались на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы.

Результаты деятельности Счетной палаты регулярно освещались в печатных и электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах Тюменской областной Думы, Правительства Тюменской области, Ассоциации контрольно-счетных органов России. Всего в 2013 году в СМИ вышло свыше 120 материалов, касающихся деятельности Счетной палаты.

Продолжал активно функционировать официальный сайт Счетной палаты Тюменской области (www.rfspto.ru). За отчетный период сайт посетили порядка 60 тыс. пользователей сети Интернет.

 
 
 

Ссылки




 

Счетчики

Яндекс.Метрика

© Счетная палата Тюменской области
"Байт Мастер". Разработка, создание и продвижение сайтов. © 2009
При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на источник обязательна!