Отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2017 год

Файл в формате PDF (246 Кб)

Настоящий отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2017 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьи 20 Закона Тюменской области от 28.09.2011 № 54 «О Счетной палате Тюменской области».

1. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2017 году

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Тюменской области от 28.09.2011 № 54 «О Счетной палате Тюменской области» Счетная палата Тюменской области (далее также – Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Тюменской области.

В 2017 году контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты осуществлялась в соответствии с планом работы Счетной палаты, который был сформирован на основании поручений Тюменской областной Думы, запросов Губернатора области, предложений аудиторов Счетной палаты, прокуратуры Тюменской области, Управления МВД России по Тюменской области, обращений граждан. При формировании плана особое внимание было уделено Стратегии деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва и Бюджетному посланию Губернатора Тюменской области на 2017 год.

В соответствии с федеральным и областным законодательством Счетная палата осуществляет предварительный, текущий и последующий внешний государственный финансовый контроль.

В рамках предварительного контроля проводилась экспертиза проектов законов об областном бюджете и проектов законов о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее – ТФОМС Тюменской области), в том числе проектов законов о внесении изменений в вышеуказанные законы.

В отчетном году Счетной палатой проведена экспертиза 29 проектов государственных программ Тюменской области, направленных в составе проекта закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В рамках текущего контроля осуществлялось проведение мониторинга исполнения доходной и расходной части областного бюджета (с периодичностью два раза в месяц), расходов на реализацию государственных программ Тюменской области (ежемесячно), исполнения бюджета ТФОМС Тюменской области (ежемесячно).

Последующий контроль включал в себя проведение комплексных и тематических контрольных мероприятий, внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета, включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, а также проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области.

Одним из направлений деятельности Счетной палаты в 2017 году являлся аудит в сфере закупок. Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) аудит в сфере закупок осуществляется в том числе контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. В отчетном году с применением аудита в сфере закупок Счетной палатой проведено 9 мероприятий (8 контрольных и 1 экспертно-аналитическое).

В рамках экспертно-аналитического мероприятия по аудиту закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых участниками контрактной системы, проведен анализ 1 375 закупок товаров (работ, услуг) с совокупной начальной (максимальной) ценой 2 358,4 млн руб.

Кроме того, ежеквартально проводились экспертно-аналитические мероприятия – мониторинг осуществления закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе и законодательством о закупках товаров, работ, услуг по результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Тюменской области в 2017 году. В рамках данных мероприятий систематизировались нарушения в сфере закупок в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренным Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17 декабря 2014 года, обобщались выводы, предложения (рекомендации) по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, что позволило не только выявить наиболее типичные нарушения и недостатки в сфере закупок, но и причины их возникновения, а также обеспечить принятие необходимых мер, направленных на совершенствование системы закупок.

Сведения о нарушениях в сфере закупок, выявленные в ходе контрольных мероприятий, направлялись в Комитет по контролю в сфере закупок Тюменской области и в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.

В соответствии с требованиями статей 136 и 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации было организовано проведение проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований области (в Вагайском, Уватском, Юргинском муниципальных районах) и комплексной проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету муниципального образования из областного бюджета (в Армизонском муниципальном районе).

В отчетном периоде должностные лица Счетной палаты приняли участие:

– в работе согласительной комиссии по доработке проекта закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;

– в заседании Совета по содействию развития малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по вопросу просроченной задолженности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перед юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе перед субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями по исполненным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ;

– в заседаниях Тюменской областной Думы, комитетов и постоянной комиссии областной Думы, иных мероприятиях, проводимых областной Думой;

– в иных мероприятиях.

В рамках проведения мероприятий по противодействию коррупции принято участие:

– в заседаниях Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции;

– в заседаниях Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Тюменской области.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами специалисты Счетной палаты принимали участие в заседаниях межведомственных рабочих групп и совещаний при прокуратуре Тюменской области и Управлении МВД России по Тюменской области.

В целях повышения эффективности деятельности Счетной палаты в отчетном периоде велась работа по совершенствованию действующих и разработке новых методических документов для обеспечения исполнения полномочий Счетной палаты. Так, в 2017 году разработаны новые редакции 19 стандартов организации деятельности (далее – СОД) и внешнего государственного финансового контроля (далее – СФК) Счетной палаты:

– СОД «Планирование работы Счетной палаты Тюменской области»;

– СОД «Подготовка ежегодного отчета о деятельности Счетной палаты Тюменской области и информации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий»;

– СОД «Организация совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий»;

– СОД «Организация методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Тюменской области»;

– СФК «Проведение экспертизы проектов государственных программ Тюменской области»;

– СФК «Проведение стратегического аудита»;

– СФК «Проведение финансового аудита»;

– СФК «Проведение экспертизы проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области»;

– СФК «Последующий контроль исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (внешняя проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области)»;

– СФК «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Тюменской области»;

– СФК «Проведение аудита эффективности»;

– СФК «Последующий контроль исполнения областного бюджета (внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета)»;

– СФК «Проведение аудита в сфере закупок»;

– СФК «Экспертиза проектов нормативных правовых актов Тюменской области»;

– СФК «Управление качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий»;

– СФК «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;

– СФК «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия»;

– СФК «Оперативный контроль исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области»;

– СФК «Проведение экспертизы проекта закона об областном бюджете».

Для обмена опытом в области совершенствования государственного финансового контроля Счетная палата осуществляла взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, Союзом муниципальных контрольно-счетных органов России.

В рамках деятельности отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Уральском федеральном округе (далее также – Отделение) проведено заседание руководителей контрольно-счетных органов Отделения, на котором рассматривалась информация об утвержденных решением Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации документах и принятых протокольных поручениях, в том числе о рекомендациях по совершенствованию методического обеспечения деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, проведении консультаций по вопросам применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17 декабря 2014 года, и других вопросах.

В рамках деятельности Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации сотрудники Счетной палаты Тюменской области принимают активное участие в работе комиссий Совета. Так, представители Счетной палаты Тюменской области входят в состав трех комиссий – комиссии по вопросам методологии, комиссии по правовым вопросам и информационно-аналитической комиссии.

Счетной палатой Тюменской области в рамках деятельности:

1) комиссии по вопросам методологии:

– направлена информация по формированию и применению стандартов внешнего государственного финансового контроля; об объеме нарушений, выявленных по результатам деятельности за 2016 год, о нарушениях и порядке расчета их сумм, отраженных по отдельным кодам Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17 декабря 2014 года;

– подготовлены предложения и замечания: в Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17 декабря 2014 года, по результатам анализа практики его применения; в Перечень типовых примеров (фактов) неэффективного использования ресурсов, выявляемых в ходе внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля);

2) комиссии по правовым вопросам:

– организовано обсуждение среди членов отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Уральском федеральном округе заключения о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

– в рамках применения Примерного порядка рассмотрения обращений и запросов по вопросам правового обеспечения организации и деятельности контрольно-счетных органов Счетной палатой Тюменской области подготовлены отзывы на проекты заключений;

3) информационно-аналитической комиссии:

– подготовлены предложения и замечания к проекту Положения об оценке (анализе) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации;

– подготовлена и направлена информация об основных показателях деятельности Счетной палаты в 2016 году;

– подготовлена и направлена информация по реализации приоритетных проектов в Тюменской области, в том числе обобщение практики участия муниципальных образований в реализации приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды».

2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2017 году

В 2017 году Счетной палатой Тюменской области проведено 93 комплексных контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях контроля полноты и достоверности годового отчета об исполнении областного бюджета, бюджета ТФОМС Тюменской области и местных бюджетов проведено 5 контрольных мероприятий:

1) проверка годового отчета об исполнении местного бюджета в Вагайском муниципальном районе;

2) проверка годового отчета об исполнении местного бюджета в Уватском муниципальном районе;

3) проверка годового отчета об исполнении местного бюджета в Юргинском муниципальном районе;

4) внешняя проверка отчета об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области за 2016 год;

5) внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2016 год, в том числе проверка годовой бюджетной отчетности 50 главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС), включая:

– Аппарат Губернатора Тюменской области;

– Главное управление специальных мероприятий Тюменской области;

– Главное управление строительства Тюменской области;

– Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области;

– Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области;

– Департамент здравоохранения Тюменской области;

– Департамент имущественных отношений Тюменской области;

– Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области;

– Департамент по спорту Тюменской области;

– Департамент образования и науки Тюменской области;

– Департамент лесного комплекса Тюменской области;

– Департамент социального развития Тюменской области;

– Департамент недропользования и экологии Тюменской области;

– Департамент финансов Тюменской области;

– Департамент экономики Тюменской области;

– Избирательная комиссия Тюменской области;

– Департамент культуры Тюменской области;

– Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области;

– Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области);

– Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области;

– Представительство Правительства Тюменской области в органах государственной власти Российской Федерации;

– Счетная палата Тюменской области;

– Тюменская областная Дума;

– Управление ветеринарии Тюменской области;

– Управление гостехнадзора Тюменской области;

– Государственная жилищная инспекция Тюменской области;

– Управление делами Правительства Тюменской области;

– Управление записи актов гражданского состояния Тюменской области;

– Управление по делам архивов Тюменской области;

– Управление делами Тюменской областной Думы;

– Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;

– Департамент труда и занятости населения Тюменской области;

– Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;

– Комитет по инновациям Тюменской области;

– Комитет по делам национальностей Тюменской области;

– Комитет по контролю в сфере закупок Тюменской области;

– Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области;

– Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области;

– Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту;

– Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области;

– Управление государственных закупок Тюменской области;

– Департамент информатизации Тюменской области;

– Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области;

– Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области;

– Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;

– Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области;

– Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу;

– Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области;

– Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области;

– Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области.

По результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС составлено 50 актов. В ходе проведения проверки были выявлены 67 нарушений и недостатков у 31 ГАБС.

В числе нарушений и недостатков, отраженных в актах внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС, необходимо отметить следующие:

– факты несоблюдения отдельными ГАБС требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н;

– неточности при формировании сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) и сведений об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств (ф. 0503163);

– отклонения в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) и сведениях о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);

– иные нарушения и недостатки.

При этом выявленные нарушения и недостатки, отраженные в актах внешней проверки отдельных ГАБС, с учетом представленных пояснений не повлияли на достоверность бюджетной отчетности ГАБС.

Проверка бюджетной отчетности за 2016 год показала, что ГАБС в целом учтены факты, отраженные в актах внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС за 2015 год.

Кроме того, проведены комплексные контрольные мероприятия по следующим направлениям расходов бюджета:

– национальная экономика – 7 контрольных мероприятий, в том числе 1 внеплановое по поручению Тюменской областной Думы;

– образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт – 4 контрольных мероприятия;

– жилищно-коммунальное хозяйство – 2 контрольных мероприятия;

– национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 1 контрольное мероприятие;

– межбюджетные трансферты – 1 контрольное мероприятие.

В отчетном году в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой охвачено 98 объектов контроля, из них 50 главных администраторов бюджетных средств, 7 органов местного самоуправления (администраций города Тюмени, Армизонского, Вагайского, Тюменского, Уватского, Юргинского муниципальных районов, Богандинского муниципального образования), 3 образовательных учреждения города Тюмени, Заводоуковского городского округа, сельского поселения поселка Боровский, 13 учреждений социальной сферы, 4 сельскохозяйственных кооператива и товаропроизводителя Ишимского, Нижнетавдинского, Голышмановского, Упоровского муниципальных районов, 5 организаций и учреждений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и другие. Кроме того, осуществлены выездные проверки для проведения осмотров 88 объектов строительно-монтажных работ (в 2016 году – 114), 341 объекта наличия и состояния техники и оборудования (в 2016 году – 306).

В 2017 году (без учета внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета) проверено использование бюджетных средств в размере 45 296,5 млн руб., что превышает аналогичный показатель 2016 года на 10,2 %.

Наибольший уровень охвата средств в ходе проведенных контрольных мероприятий составили расходы:

– на здравоохранение – 9 282,7 млн руб. (20 %);

– на социальную политику – 9 031,2 млн руб. (20 %);

– на национальную экономику – 1 843,8 млн руб. (4 %);

– на межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджетам муниципальных образований – 993,5 млн руб. (2 %).

Кроме того, в ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области объем проверенных средств составил
7 043,2 млн руб. (16 %), в ходе проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов – 11 931,2 млн руб. (26 %).

При проведении контрольных мероприятий в 2017 году были выявлены нарушения требований:

– Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– Градостроительного кодекса Российской Федерации;

– Федерального закона № 44-ФЗ;

– Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;

– Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н;

– Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 307 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области»;

– нормативных правовых актов по ценообразованию в строительной деятельности;

– других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области.

В отчетном периоде по материалам проведенных контрольных мероприятий Счетной палатой направлено 33 представления и 34 информационных письма с предложениями о принятии мер по устранению нарушений в ходе исполнения бюджета на сумму 428,1 млн руб.

По отдельным нарушениям, выявленным в IV квартале 2017 года, представления о принятии мер по их устранению направлены в I квартале 2018 года.

Доля нарушений в стоимостном выражении от общей суммы нарушений в разрезе разделов Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17 декабря 2014 года, сложилась следующим образом:

– нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 34,8 %;

– нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 22,2 %;

– нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 38,3 %;

– нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 4,4 %;

– прочие нарушения – 0,3 % (в части превышения расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов; возмещения стоимости проезда к месту отдыха и обратно при отсутствии оснований и другие).

По результатам принятых Счетной палатой мер устранено нарушений в ходе исполнения бюджета на сумму 385,3 млн руб. (за 2016 год – 342,7 млн руб.). Отдельные нарушения были устранены в ходе контрольных мероприятий (на сумму 40,8 млн руб.).

Все выявленные нарушения находятся на постоянном контроле Счетной палаты до полного их устранения. В 2017 году в ходе контроля за устранением нарушений специалистами Счетной палаты направлено 299 заключений на поступившие письма и документы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков.

В 2017 году по результатам мер, принятых органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, руководителями проверяемых предприятий, учреждений и организаций и направленных на устранение нарушений и недостатков, в том числе за прошедшие периоды, Счетной платой с контроля снято 94 представления и 1 предписание.

В соответствии с требованиями законодательства в отчетном периоде Счетная палата направила в Департамент финансов Тюменской области 2 уведомления о применении бюджетных мер принуждения. По результатам применения бюджетных мер принуждения произведена процедура сокращения предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

По фактам выявленных нарушений специалистами Счетной палаты составлено 10 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все протоколы рассмотрены, постановлениями судов к административной ответственности привлечено 5 должностных лиц, признанных виновными в совершении административных правонарушений.

Важно отметить, что особое внимание в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий уделялось анализу и систематизации выявленных нарушений, анализу нормативной правовой базы Тюменской области и муниципальных образований. В 2017 году в целях устранения причин и предупреждения фактов нарушений в Правительство Тюменской области, иные органы исполнительной власти Тюменской области и органы местного самоуправления Тюменской области Счетной палатой направлялись предложения и рекомендации по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.

Так, по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты внесены изменения в 22 действующих нормативных правовых акта Правительства Тюменской области и органов местного самоуправления (в целях совершенствования бюджетного законодательства), в том числе:

– в постановление Правительства Тюменской области от 10.11.2015 № 505-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса Тюменской области, а также на приобретение техники и оборудования»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 21.02.2017 № 70-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и о внесении изменений в постановление от 14.05.2012 № 180-п»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 07.05.2007 № 105-п «О порядках отбора субъектов деятельности в сфере промышленности, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков на получение поддержки»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 97-п «О Порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Тюменской области, осуществляющим инновационную деятельность, на создание и проведение испытаний опытного образца технологической инновации»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 24.12.2012 № 555-п «О порядке предоставления субсидий на реализацию инновационных проектов, получивших поддержку ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2007 № 348-п «О порядке предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 10.04.2012 № 126-п «Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации»;

– в постановление Правительства Тюменской области от 17.03.2014 № 106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе – участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»;

– в постановление Администрации Вагайского муниципального района от 29.12.2007 № 91 «Об утверждении Порядка составления и ведения кассового плана исполнения местного бюджета»;

– в постановление Администрации Армизонского муниципального района от 06.10.2015 № 108 «О внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите»;

– в постановление главы Администрации Упоровского муниципального района от 11.12.2007 № 1179 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Упоровского муниципального района и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Упоровского муниципального района (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Упоровского муниципального района)»;

– в постановление Администрации Упоровского муниципального района от 27.03.2008 № 238 «Об утверждении Порядка взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени»;

– в постановление Администрации Исетского муниципального района от 31.03.2014 № 57 «О внутреннем муниципальном финансовом контроле»;

– в постановление Администрации города Тюмени от 25.04.2016 № 106-пк «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг в сфере образования, о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени и пункта 24 постановления Администрации города Тюмени от 24.02.2014 № 28-пк»;

– в постановление Администрации города Ишима от 29.10.2012 № 1899 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий отдельным категориям граждан в отношении газификации жилых помещений»;

– в решение Думы Заводоуковского городского округа от 19.09.2014 № 421 «Об утверждении Положения об арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Заводоуковский городской округ»;

– в решение Думы Заводоуковского городского округа от 14.07.2006 № 34 «Об утверждении Положения о перечислении части прибыли муниципальных предприятий Заводоуковского городского округа в бюджет городского округа»;

– в решение Думы Заводоуковского городского округа от 28.06.2012 № 193 «Об утверждении Методики расчета платежей за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности Заводоуковского городского округа»;

– в постановление Администрации города Тюмени от 03.03.2014 № 40-пк «Об утверждении Порядка распределения средств, предоставленных на полное или частичное возмещение расходов на обеспечение питанием обучающихся муниципальных образовательных организаций города Тюмени»;

– в решение Думы Ялуторовского района от 27.11.2015 № 39 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Ялуторовского района».

Кроме того, принято 7 новых нормативных правовых актов, в том числе:

– постановление Администрации Тюменского муниципального района от 13.02.2017 № 09 «Об утверждении порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»;

– постановление Администрации Уватского муниципального района от 08.11.2017 № 213 «Об утверждении порядка составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджета Уватского муниципального района и бюджетов сельских поселений Уватского муниципального района»;

– распоряжение Администрации Уватского муниципального района от 02.10.2017 № 1109-р «Об осуществлении администрацией Уватского муниципального района бюджетных полномочий администратора доходов»;

– решение Думы Бердюжского муниципального района от 02.03.2017 № 116 «Об утверждении Положения о ведении реестров муниципального имущества Бердюжского муниципального района»;

– решение Думы Бердюжского муниципального района от 27.06.2017 № 139 «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества Бердюжского муниципального района»;

– постановление Администрации Армизонского муниципального района от 09.10.2017 № 124 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Армизонского муниципального района и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета Армизонского муниципального района (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Армизонского муниципального района)»;

– постановление Администрации Исетского муниципального района от 17.10.2016 № 149 «О внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите».

Необходимо отметить, что в последние годы между Счетной палатой и органами исполнительной власти Тюменской области налажен конструктивный диалог в части взаимодействия по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и учета предложений Счетной палаты. Во многом это обусловлено принятием распоряжения Правительства Тюменской области от 26.10.2011 № 1963-рп, которым предусмотрен детально регламентируемый порядок рассмотрения документов, поступающих из Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий. Данный порядок постоянно совершенствуется и способствует более оперативному устранению выявленных нарушений.

В соответствии со статьей 19 Закона Тюменской области «О Счетной палате Тюменской области» в отчетном периоде осуществлялось взаимодействие Счетной палаты с прокуратурой Тюменской области, Управлением МВД России по Тюменской области, Следственным комитетом Российской Федерации по Тюменской области и другими правоохранительными органами на основе взаимных соглашений.

В правоохранительные органы в 2017 году направлено 11 материалов. Также направлено 52 материала по запросам правоохранительных органов. По результатам рассмотрения материалов контрольных мероприятий, направленных Счетной палатой в правоохранительные органы (в том числе по проверкам прошлых лет), возбуждено 2 уголовных дела, внесено 6 представлений прокурора об устранении нарушений бюджетного законодательства и привлечении виновных лиц к ответственности, 2 представления Следственного управления УМВД России по Тюменской области об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона).

В отчетном периоде по материалам Счетной палаты возбуждено 10 дел об административных правонарушениях, к 50 должностным лицам 22 проверенных организаций были применены дисциплинарные взыскания (18 выговоров и 32 замечания). На основании информации Счетной палаты Комитетом по контролю в сфере закупок Тюменской области направлено 2 предписания об устранении нарушений Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, специалисты Счетной палаты приняли участие в 54 судебных заседаниях по вопросам взыскания бюджетных средств, использованных с нарушением нормативных правовых актов, по 26 исковым заявлениям (удовлетворено исков на сумму 24,3 млн руб.).

3. Контрольная деятельность Счетной палаты Тюменской области

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в отчетном году, ежеквартально информации направлялись в Тюменскую областную Думу, Правительство Тюменской области.

Все информации Счетной палаты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были подробно рассмотрены (обсуждены и по ним были сформулированы предложения) и утверждены на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы, в том числе:

– за I квартал – 17 мая 2017 года (решение от 17.05.2017 № 95);

– за II квартал – 7 сентября 2017 года (решение от 07.09.2017 № 139);

– за III квартал – 9 ноября 2017 года (решение от 09.11.2017 № 175);

– за IV квартал – 25 января 2018 года (решение от 25.01.2018 № 199).

4. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты

За отчетный период Счетной палатой проведено 73 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе подготовлено 47 заключений на проекты нормативных правовых актов Тюменской области, 3 заключения на отчеты по исполнению областного бюджета, 23 иных аналитических материала.

В рамках проведения экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 18 заключений на проекты областных законов, 29 заключений на проекты государственных программ Тюменской области, представленные одновременно с проектом закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Результаты проведения экспертизы проектов государственных программ показали, что итоговый объем финансового обеспечения проектов программ на 2018–2020 годы соответствует проекту закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

По результатам проведения Счетной палатой экспертизы проектов государственных программ Тюменской области (далее – ГП, программа) Правительством области были учтены 65 замечаний (в 2016 году – 56), внесены изменения в 20 программ (в 2016 году – 18).

Так, учтены замечания Счетной палаты Тюменской области по следующим государственным программам Тюменской области:

– «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 25.12.2017 № 672-п);

– «Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 598-п);

– «Профилактика правонарушений» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 596-п);

– «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 636-п);

– «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» (в постановлении Правительства Тюменской области от 28.12.2017 № 689-п);

– «Недропользование и охрана окружающей среды» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 611-п);

– «Развитие жилищного строительства» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 594-п);

– «Развитие транспортной инфраструктуры» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 633-п);

– «Реализация государственной национальной политики» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 597-п);

– «Развитие информатизации» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 616-п);

– «Оказание содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 604-п);

– «Антинаркотическая программа» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 612-п);

–  «Развитие отрасли «Социальная политика» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 18.12.2017 № 644-п);

– «Развитие здравоохранения» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 630-п);

– «Развитие образования и науки» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 18.12.2017 № 652-п);

– «Развитие физической культуры и спорта» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 614-п);

– «Развитие культуры» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 18.12.2017 № 653-п);

– «Сохранение и использование объектов культурного наследия» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 609-п);

– «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 620-п);

– «Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 № 606-п).

Кроме того, в отчетном периоде Счетной палатой продолжалось осуществление текущего контроля и мониторинга исполнения областного бюджета и бюджетного процесса, реализации государственных программ Тюменской области, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» на муниципальном уровне.

Одним из важных направлений деятельности Счетной палаты в отчетном году стало проведение мероприятий в части аудита формирования и контроля исполнения реализации приоритетных проектов, направленных на структурные изменения в экономике и социальной сфере, а также на повышение темпов экономического роста.

Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам определен перечень из 11 основных направлений стратегического развития, в рамках которых разрабатываются и реализуются приоритетные проекты и программы (здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, ЖКХ и городская среда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, безопасные и качественные дороги, экология и другие).

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача по достижению конкретных результатов проектной работы, которые «должны измеряться позитивными, понятными вещами», и кардинальному повышению эффективности расходов.

В 2017 году Счетной палатой начата подготовка к проведению мониторинга и контроля формирования и исполнения приоритетных проектов, одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам («Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Доступное дополнительное образование для детей», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Арендное жилье» и другие).

Одновременно осуществлялась работа по проведению мониторинга и контроля формирования и исполнения областных проектов, реализуемых по решениям Губернатора Тюменской области («Ввод в оборот неиспользуемой пашни земель сельскохозяйственного назначения в Тюменской области на период 2017–2020 гг.», «Увеличение объемов производства и реализации основных видов сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования», «Тюменская инициатива для университетов» и другие).

В 2018 году Счетной палатой Тюменской области данная работа будет продолжена. Кроме того, в отношении реализуемых приоритетных проектов Счетной палатой будет осуществляться:

– оперативная оценка хода реализации приоритетного проекта при прохождении ключевых этапов и контрольных точек;

– оценка итогов реализации приоритетного проекта. При этом обязательно будет учтен опыт проведения контрольных мероприятий за реализацией ранее действовавших приоритетных национальных проектов.

5. Осуществление контроля за исполнением мероприятий программы «Сотрудничество»

Важным направлением деятельности Счетной палаты Тюменской области в отчетном году являлся контроль за реализацией мероприятий программы «Сотрудничество», в том числе реализация контрольных функций в рамках Договора, заключенного 06.10.2009 между органами государственной власти и органами внешнего государственного финансового контроля Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Договор).

В соответствии с планом работы Счетной палаты Тюменской области проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования областного имущества и средств, выделенных из областного бюджета Главному управлению МЧС России по Тюменской области», в рамках которого рассматривался вопрос о целевом и эффективном использовании средств областного бюджета, полученных Главным управлением МЧС России по Тюменской области на реализацию государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество».

Соответствующие предложения по включению контрольных мероприятий в планы работы контрольно-счетных органов на 2017 год, поступившие от депутатов Тюменской областной Думы, в установленные Договором сроки были направлены Счетной палатой Тюменской области:

– в Счетную палату Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2 предложения (письмо от 26.09.2016 № 970);

– в Счетную палату Ямало-Ненецкого автономного округа – 2 предложения (письмо от 26.09.2016 № 971).

Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017 году проведено 1 контрольное мероприятие «Контроль исполнения мероприятий государственной программы «Сотрудничество в части строительства объекта «Укрепление берега р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске (2 очередь, 2 этап)». Информация о результатах указанного мероприятия направлена в Тюменскую областную Думу (письмо от 12.01.2018 № 17).

Планом работы Счетной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017 год было предусмотрено проведение переходящего на 2018 год экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения мероприятий областной целевой программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 № 150 «Сотрудничество» за 2005–2014 годы и государственной программы «Сотрудничество» за 2015–2016 годы (по Ямало-Ненецкому округу)».

Кроме того, Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа в 2017 году осуществлялся контроль за реализацией результатов контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках государственной (областной целевой) программы «Сотрудничество» на государственную поддержку добычи (вылова) малоценных и хищных водных биоресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за период 2013–2015 годы», проведенного в 2016 году.

При подготовке планов работы контрольно-счетных органов на 2018 год предложения по контролю за реализацией программы «Сотрудничество» на территориях автономных округов Счетной палатой Тюменской области были направлены:

– в Счетную палату Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (письмо от 29.09.2017 № 1113);

– в Счетную палату Ямало-Ненецкого автономного округа (письмо от 29.09.2017 № 1114).

6. Информационная деятельность Счетной палаты

В соответствии с законодательством Российской Федерации, Тюменской области и Регламентом Счетной палаты информационная деятельность является приоритетом в работе Счетной палаты. В отчетном году Счетная палата на основании принципа гласности обеспечивала доступ к информации о своей деятельности.

Отчет о деятельности Счетной палаты за 2016 год был представлен в Тюменскую областную Думу, рассмотрен на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам, заседании Думы, которое транслировалось на сайте областного парламента в режиме онлайн, и постановлением от 20 апреля 2017 года № 388 принят к сведению. Документ опубликован в сетевом издании «Вестник Тюменской областной Думы», на официальном сайте Счетной палаты Тюменской области и в справочных правовых системах.

В 2017 году Счетная палата ежеквартально направляла в Тюменскую областную Думу и Губернатору области информации о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Все информации Счетной палаты подробно рассматривались на заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной Думы в присутствии представителей средств массовой информации.

Информационные сообщения о деятельности Счетной палаты направлялись в научно-практический журнал «Вестник АКСОР», на портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В отчетном периоде была продолжена работа по информационному и тематическому наполнению официального сайта Счетной палаты Тюменской области (www.rfspto.ru) (размещено свыше 70 новых информационных сообщений и материалов), актуализации размещенной на сайте информации. На официальном сайте размещаются новости Счетной палаты, информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, информация о работе с обращениями граждан и другая. В 2017 году в сети Интернет зарегистрировано свыше 6,5 тысяч уникальных посетителей сайта и порядка 37 тысяч просмотров сайта.

Таким образом, в отчетном периоде Счетной палатой в полной мере обеспечена реализация целей и задач, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Тюменской области, областным законом «О Счетной палате Тюменской области» и иными нормативными правовыми актами.

 
 
 

Ссылки




 

Счетчики

Яндекс.Метрика

© Счетная палата Тюменской области
"Байт Мастер". Разработка, создание и продвижение сайтов. © 2009
При использовании материалов, размещенных на сайте, ссылка на источник обязательна!